Крылатый корабль «Клипер» разрабатывался как надежная «космическая лошадка».
Источник: материалы РКК «Энергия»
Президент ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота на научной конференции, прошедшей в Институте космических исследований РАН, представил два проекта нового российского пилотируемого корабля. В одном из них нетрудно было разглядеть очертания старого «Клипера».
После увольнения бывшего президента РКК «Энергия» Николая Севастьянова многие решили, что проект космического корабля «Клипер» закрыт навсегда. Но оказалось, что проект, о котором в здании Роскосмоса принято говорить шепотом, а в музее РКК «Энергия» макет корабля спрятан от посторонних глаз в самый дальний и темный угол, на самом деле жив и продолжает развиваться. Разработчики не оставляют надежд, что когда-нибудь, пусть под другим названием и с измененной формой, «Клипер» отправится в полет.
К разработке нового космического корабля в РКК «Энергия» приступили еще в 1990-е годы. Реальные перспективы замаячили перед «Клипером» в 2003–2005 годах, когда РКК «Энергия» активно приступила к рекламе своего проекта. В 2005 году полноразмерный макет «Клипера» стал жемчужиной авиасалона МАКС в Жуковском. Проект стали называть чуть ли не последней надеждой российской космонавтики. Проектом заинтересовалось Европейское космическое агентство.
В январе 2006 года Роскосмос объявил тендер на новый космический корабль, который должен был прийти на смену полувековому «Союзу». Заявки на участие подали РКК «Энергия», ГКНПЦ имени Хруничева и НПО «Молния». Из трех проектов реальными шансами на победу обладал только «Клипер». Но после длительного обсуждения комиссия Роскосмоса приняла решение отправить все проекты на доработку, как не отвечающие требованиям тендера.
А тут еще последовало увольнение Николая Севастьянова – главного пиар-менеджера «Клипера», и на дальнейшей судьбе перспективного корабля вроде бы все поставили жирный крест. О нем забыли в Роскосмосе и предпочитали молчать в РКК «Энергия».
Новый президент корпорации Виталий Лопота после назначения на должность пообещал к концу 2007 года представить в Роскосмос проект совершенно нового космического корабля. Об этих двух проектах Лопота и рассказал российским ученым перед Днем космонавтики.
Первый вариант: корабль капсульного типа, аналог российских аппаратов «Восток», «Союз», американских «Джемини» и «Аполлон». Корабль имеет конусообразную форму и предназначен в первую очередь для дальних космических полетов – к Луне и Марсу. Вот только лететь туда, похоже, Россия не собирается. Ожидалось, что на недавнем заседании Совета безопасности 11 апреля 2008 года руководством страны будет одобрена разработанная Роскосмосом долгосрочная программа развития российской космонавтики до 2040 года, предусматривающая высадку на Луну и миссию на Марс. Однако этот вопрос в ходе заседания так и не поднимался. В таких условиях перспективы капсульного корабля слишком туманны.
Второй проект, в котором собственно и узнается «Клипер», – крылатый корабль-трансформер. При запуске в космос крылья корабля прижаты к корпусу, но при возвращении на Землю на высоте 27 км корабль расправляет крылья и приземляется как обычный самолет на взлетно-посадочную полосу. Проработан и запасной вариант посадки на случай нераскрытия крыльев – с помощью парашютов.
Такой корабль малопригоден для межпланетных полетов, но идеально подходит для полетов на орбиту. А так как во главу угла Россия ставит доставку экипажей на Международную космическую станцию, то от крылатого корабля, как бы он ни назывался, никуда не уйти. «В атмосфере Земли нет ни одного существа, которое летает без крыльев. Все остальное падает», – четко подметил Виталий Лопота в своем выступлении. Для полетов в атмосфере крылатый корабль обладает неоспоримыми преимуществами перед капсульным кораблем.
Крылатый корабль, например, обладает повышенной точностью приземления. Это особенно важно, учитывая, что перед самой большой по территории страной мира стоит вопрос о нехватке мест приземления. После распада СССР большие площади, отведенные под спуски космических кораблей, остались в Казахстане. На территории России подобные области занимают лишь тонкую полосу вдоль границы с этой республикой. Однако часть этих территорий уже непригодна для космической деятельности, так как отведена под дачи, промышленные объекты и т.п. По словам Лопоты, в России осталось всего четыре точки, каждая диаметром 38 км, пригодных для приземления спускаемых аппаратов с космонавтами.
Как крылатый, так и капсульный варианты нового корабля максимально подготовлены для полетов как на орбиту, так и к другим планетам. «Но не бывает абсолютно универсальных кораблей, – подчеркивает Виталий Лопота, – либо мы летаем в атмосфере, либо летаем к другим планетам – Луне, Марсу и далее. Оба варианта имеют право на жизнь. Если денег будет достаточно, нужно строить два варианта корабля – для полета на орбиту и к другим планетам».
Однако, по его же словам, денег не хватает даже на завершение строительства российского сегмента МКС. Вместо 220 млрд. руб. предусмотрено только 100 млрд. В такой ситуации рассчитывать на щедрое государственное финансирование нового космического корабля было бы иллюзией. Тем более двух. Значит, в ближайшем будущем перед Россией встанет выбор, на строительство какого корабля выделять деньги.