Эта милая и безобидная обезьяна гораздо человекообразнее некоторых ее родственников из числа хомо сапиенс.
Фото Reuters
Не так давно пользователь avmalgin в Живом Журнале, заинтересовавшись теми, кто мог взломать его почту и личный блог в интернете, обнаружил неподалеку от злоумышленников существование одного «великого и ужасного», но «эффективного интернет-менеджера», который объединяет таких же, как он сам, молодых отвязных деятелей, готовых на все.
Приглядевшись пристальнее к этой фигуре, avmalgin обнаружил, что начинал интернет-менеджер несколько лет назад с порнографического проекта www.fuck.ru. Идеология была и тогда: «Это должно было быть место, где разрешалось все: ругаться матом, оскорблять друг друга, нарушать любые этические нормы». До этого в интернете матом не ругались. Так возникло течение падонкаф, превращавшее часть русского интернета в смердящую яму. Так называемый олбанский язык в горючей смеси с падонкафским расходится кругами. А все, что не тонет, всплывает на поверхность в самых неожиданных местах.
Контркультура не мешала интернет-менеджеру активно зарабатывать деньги, открывать новые сайты, издания, получать кредиты на новые проекты – в общем, разворачиваться. Однако деньги дают на нужную идеологию, и те же падонки начали осваивать кремлевскую лексику вкупе с собственной – принципиальной разницы нет. Надо быть патриотом, и приватизируется лозунг «Слава России», который шовинисты использовали в нацистской манере – «Зиг хайль». В той же манере он переносится в СМИ и становится государственным лозунгом и знаком лояльности режиму. Падонки раскручивают проект zaputina.ru, и энергичный абсурд становится принципом общественной жизни, смыкаясь с известным «пипл схавает».
Социально близкая идеология падонков позволяет раскручивать их как «культовых» писателей, перекрывать центр столицы билбордами и растяжками с рекламой их книг, использовать как «бешеных псов режима» в интернет-изданиях. Именно отсюда шли оплачиваемые комментарии падонков к суждениям либералов, инакомыслящих, западных журналистов и экспертов и прочих «интеллихентов». Тут и отвязный стиль, и деньги, и кремлевская идеология – все в одном флаконе.
Понятно, что джинн выйдет из бутылки. Взламывание вредных властям сайтов, блогов, почты умельцами, оплачиваемыми из госбюджета, постепенно превращается в уголовщину, выходящую из-под «крыши» хозяев. Недавно пользователь m-yu-sokolov обнаружил, что злоумышленник, взломавший его блог в ЖЖ, пытался и деньги получить по его банковской карточке. После поста m-yu-sokolov в ЖЖ, названного им «воздушный поцелуй от выбл...дка и его... друзей», на автора набросились падонки. Лексика их не поддается цитированию. Важно, что на ворах шапка горит.
Расцвет «падончества» в официозном варианте мы видим сегодня на экранах телевидения, на страницах газет. Это и есть идеология, актуализированная под выборы. Остается лишь отслеживать вал абсурдных суждений верноподданнической бессмыслицы. Связь лояльности с идеологией падонков, их «запутинское» движение, родившееся, как нам внушают, в низах общества, говорят о многом. Главное, о перспективах нашего общества.
Для рифмы и странного сближения недавно на комиссии Общественной палаты РФ прошло обсуждение программы «Культура и будущее России. Новый взгляд». Да, были обычные сетования на нехватку финансирования, плач по налоговым льготам и призывы достучаться до кабинета и сердца первого лица. Были советы не надеяться на социально ответственное государство, а жить в капиталистической реальности, опираясь на свои силы и доказывая, что «закрытие музыкальных школ ведет к открытию новых тюрем».
Но кроме этих привычных разговоров звучали вполне трезвые голоса, предлагающие внимательно приглядеться к обществу, в котором мы живем. Нынешнее состояние культуры закономерно вытекает из советской истории. Ее понимание властью берет начало из эпохи большого террора, из сталинских указаний. Для верхов культура – это «культурный досуг и обслуживание населения», и в номенклатурной разнарядке она занимает фиксированное место между очисткой сточных вод и предоставлением парикмахерских и ритуальных услуг.
Вот реальное место культуры в нашем обществе, идеал которого – человек-функция, хорошо проплачиваемый профессионал, дилетант во всем остальном, тот, чья суть льстит недалекому начальству. В обществе идет обратная эволюция – от лучших к худшим, – и впрямь опровергающая в свете новейших веяний дарвиновскую теорию. Это и есть наш «особый путь» и национальная идея.
И каждодневная реальность именно такова. Начиная от несложного закона рейтингового «распила» рекламных денег на телевидении, по которому чем ниже культурный уровень аудитории, тем податливее она на всякую низость, глупость и бессмыслицу, и заканчивая глобальными построениями нынешних идеологов по сохранению власти. И тогда мы поймем, почему падонки так пришлись впору кремлевскому двору. Почему именно так выстраивается избирательная кампания. И что нас всех ждет в ее результате. Ибо это падение не имеет дна. И результат нашей обратной эволюции – отнюдь не экологически чистая обезьяна.