Современные рыцари всегда готовы к потешным боям.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Каждый сам выбирает для себя, как и где найти отдушину в современной жизни с ее бешеным темпом. Одни идут на рыбалку, другие занимаются коллекционированием, третьи просто лежат на диване, глядя в телевизор. А некоторые отправляются на поиски утраченного времени. Среди них реконструкторы – люди, пытающиеся оживить давно ушедшее былое. И чем дальше они проникают в глубь веков, чем труднее преодоление времени, тем сильнее ощущение подлинности обретенного. Не случайно движение living history родилось на Западе, в первую очередь ощутившем все «прелести» цивилизации. И, как это бывало нередко, движение пришло и в Россию, сначала в ее европейскую часть, а потом и за Урал.
В Томске есть военно-исторический клуб «Ворон». Есть клуб, пытающийся оживить некоторые реалии Томского мушкетерского полка, прославившегося, кстати сказать, на батарее Раевского в Бородинском сражении. Есть еще и «Вольные стрелки».
«Реконструкция, – рассказывает «вольный стрелок» Юлия Халфина, – имеет несколько направлений. Одним интересен быт: домашнее ткачество, шитье (ручным швом!), изготовление посуды. Другим – реконструкция исторических боевых искусств. А где боевые искусства, там и оружие, там и доспехи. Главное – чтобы все было как в действительности, то есть как в том самом времени, облюбованном реконструктором».
История, пропущенная через себя, дарит реконструктору немало открытий. Так, в костюмных фильмах на историческую тему все выглядит замечательно красиво: и доспехи воинов, и ловкость их движений, и завидная неутомимость. А вот примеришь на себя доспехи килограммов на 25 да помашешь мечом весом более килограмма (а двуручные весят около двух килограммов), так поневоле задумаешься: да что же это за чудо-богатыри такие были, как они управляли всем этим хозяйством. Удивление это возрастает, когда вспоминаешь, что средневековые люди ростом в среднем были пониже нынешних.
Потребительские качества артефактов таковы, что иногда следование правде истории вступает в противоречие с возможностями современного человека, наконец, просто со здравым смыслом. Ну, вот взять хотя бы наполеонистов. Если отливать пуговицы для мундира представителя армии Наполеона по старой технологии, то такие пуговицы весили бы килограмма три. Приходится отливать их из облегченного металла. Лишние три килограмма на груди как-то не вяжутся с мундиром, который далек от тяжелых доспехов средневекового рыцаря, не вяжутся с представлением о большей мобильности солдата XIX века.
Или взять, например, шатер. Средневековые шатры, сделанные из натуральных материалов, были очень и очень тяжелы. К тому же нужно учесть и то, что для того, чтобы они не промокали, их окунали в расплавленный воск. Это значит, понимают современные реконструкторы, что у рыцарей были многочисленные слуги, которые и обслуживали, так сказать, средневековую военную инфраструктуру. У современного человека таких возможностей, конечно же, нет.
Тут нужно пройти по тонкому лезвию, чтобы, с одной стороны, добиться максимального соответствия исторической эпохе, а с другой – на скатиться на «Марс». «Марсианами» настоящие реконструкторы называют тех, кто отступает от принципа исторического соответствия: поставил лишнюю заклепку на латы, заменил материал, сшил не руками и т.д.
А проблема соответствия неимоверно трудна. Из чего состоит доспех средневекового воина? «Сначала одевается поддоспешник – стеганая куртка, весящая килограммов восемь, – рассказывает Андрей Коробков, член военно-исторического клуба «Ворон». – Далее – стеганые поножи, наручи, подшлемник. Вместе со стальным шлемом надевается авентель – кольчужное приспособление для безопасности шеи. На корпус одевается бригантина (если речь идет о доспехах XIV века) или же – кираса (это уже XV век), «спалдеры» (в XVI веке так именовались наплечники), «миланки» (рукавицы – миланского типа)».
Все это нужно сделать самому или же заказать мастеру. А доспехи быстро приходят в негодность. У Андрея, например, бригантина износилась за год. Видимо, именно здесь и кроется причина того, что движение реконструкторов у нас не так многочисленно. По словам Юли, цена полного доспеха воина начинается примерно с 30 тысяч рублей. Если заказывать на Украине, то с доставкой этой будет стоить около 24 тысяч, а если заказывать у соседей в Сибири, то это обойдется в немалую копеечку – тысяч в 40–50. И это – без стоимости оружия.
А ведь еще есть тренировки, которые надо оплачивать, есть фестивали, на которые надо ездить (опять-таки расходы), или же эти фестивали организовывать самим. Так что движение реконструкторов – это для людей состоявшихся. Состоявшихся во всех смыслах. Конечно, нужен какой-то материальный достаток, способный покрывать расходы. А, например, историческое фехтование требует и подходящего физического развития, которое наступает годам к 30. Кроме того, оно и травмоопасное. Человек должен знать, на что он идет. Нужно и соответствующее интеллектуальное развитие, не говоря уже об особом состоянии души.
Про состояние души – это очень точно. Ведь на тренировки люди с тяжелыми рюкзаками в позднее время добираются подчас через весь город. Члены томского клуба «Ворон» – люди в возрасте от 18 до 50 лет. Здесь и бывший военный, есть дизайнер, есть юрист. А Юля – специалист в области PR. Она – кандидат исторических наук. Специализировалась, как нетрудно догадаться, на кафедре древнего мира и Средних веков.
Хрупкую Юлю первоначально в «Ворон» привели состояние души и любовь к стрельбе из лука. Но, понимая, что с мужчинами на равных она действовать не может в силу физических данных, она создала свой собственный клуб «Вольный стрелок», главный профиль которого – стрельба из лука. Это полегче, чем в старинных доспехах щеголять.
Томск