С появлением «высоких информационных технологий» мир изменился далеко не к лучшему.
Художник Гильом, почтовая открытка, 1904 г.
Более ста лет назад, когда главе королевской почтовой службы Великобритании продемонстрировали работу одного из первых телефонных аппаратов, он прокомментировал это событие без всякого энтузиазма и не без некоторого сарказма, заявив: «Если американцам нужен телефон, это их дело. Нам же хватит мальчиков-рассыльных». Знай почтовый джентльмен-начальник, что уже буквально через десять лет телефон прочно войдет в быт человечества, вряд ли бы он позволил себе столь пренебрежительное высказывание...
И сейчас, когда даже в не самой «хайтековской» России число мобильных телефонов сравнялось и даже несколько превысило численность населения, цитированные выше слова не кажутся автору этих строк такими уж нелепыми. Есть в них своеобразная правота побежденного. И, по мне, она много симпатичней столь же броской, сколь и плоской правоты победителей. Потому что с тех пор, как было сказано «радио есть, а счастья нет», в мире ничего не изменилось. И компьютер, интернет и сотовая связь, ворвавшиеся в жизнь человечества буквально в последние 20 лет, не добавили ничего утешительного к вопросу о счастье.
Более того, с появлением всех этих чудес современной научно-технической революции мир изменился далеко не к лучшему┘ И не без деятельного участия всех тех, кто создавал и создает сейчас то, что называется звучными словами «высокие информационные технологии». Фактически именно они понесли в последние два десятилетия «бремя белых» и стали претендовать на звание богов, которыми, следуя культовому произведению братьев Стругацких, быть трудно, но почетно.
Почитайте или послушайте Билла Гейтса, и вы увидите «всесильного бога» майкрософтовских «деталей», с энтузиазмом олигофрена вещающего о светлом электронном будущем человечества. Кстати, оно уже наступило. И стало ясно, что достижения науки и техники, поначалу решающие лишь утилитарные задачи вроде тех, как помочь домохозяйкам со стиркой или мытьем посуды или оторвать бедных бухгалтеров от тяжкого сиденья за ручными счетами, как водится, обернулись собственной противоположностью.
Возьмем тот же телефон. Когда он стоял на столе или тумбочке, то исправно исполнял свою вполне полезную утилитарную роль подобно кухонной плите. Но развитие полупроводниковой технологии позволило уменьшить известную всем из военных фильмов рацию до размеров девичьей ладони – появился мобильник, в сущности представляющий собой обыкновенную электронную игрушку. И в очередной раз человечество доказало, что мера вещей – это прерогатива кого угодно, только не людей.
Информационная революция создает другие, не столь шуточные проблемы. К примеру, она сильно способствовала падению нравов внутри компьютерного сообщества. Когда-то раздутая до планетарных масштабов и сейчас уже забытая всеми «Проблема-2000» была рождена именно им, компьютерным сообществом, из азартного соблазна безнаказанно выколотить из правительств и налогоплательщиков миллиарды халявных долларов.
А бюрократия? Она переживает вторую молодость благодаря компьютерам. В начале 90-х, когда российские бюрократы еще не освоили PC-шек, отчеты, которые писали автор и его коллеги укладывались в 2–3 страницы. Теперь они едва вмещаются в 20–30 страниц. Зато теперь все пишется в режиме on-line... Который, правда, не исключает необходимости все эти страницы распечатывать и посылать обычной почтой.
Перечисленные издержки информационной революции – всего лишь цветочки перед ягодками проблемы «богов», вдруг оказавшихся среди «варваров» не на какой-нибудь далекой планете, а у себя дома. Ведь как раз благодаря этой революции, организованной «богами» телекоммуникационной индустрии, комфортную и сытую жизнь «богов» «дикари» совсем не вовремя стали лицезреть чуть ли не каждый день... И сюжет братьев Стругацких вывернулся наизнанку: на глазах у не знающих, что делать и куда деваться, «богов», на них самолетами и поездами, утлыми суденышками и многотонными судами стала надвигаться огромная биомасса вполне варварского происхождения. И от нее уже не отгородиться никаким ужесточением иммиграционных законов. И не остановить, объявив борьбу с терроризмом и высадившись в горах Афганистана и песках Ирака.
Глупо, глупо быть богом.