«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...»
Фото Reuters
В истории человечества люди и животные всегда были разделены. Это позволяло первым с более или менее спокойной совестью охотиться на вторых, разводить на фермах, мучить во имя науки. Но сегодня все чаще встает неудобный вопрос о том, что животные обладают чувствами и разумом, характеризующими личность.
Опубликованы результаты эксперимента над тремя азиатскими слонихами из нью-йоркского зоопарка. Нарисовав на их лбах метки, им дали возможность посмотреться в зеркало. Одна из подопытных, Хэппи, успешно прошла проверку меткой: когда она увидела крестик на своем лбу, принялась тереть его хоботом. Точно так женщина прихорашивается с пудреницей в руке.
И две другие слонихи узнали себя. Их поведение не оставило сомнений: засунув от изумления хоботы в рот, они долго разглядывали свое отражение.
В чужие мысли, особенно слоновьи, трудно залезть. Также невозможно вообразить – каково это быть слоном? Но вот в октябре состоялась британская премьера фильма Мартина Колбека, фотографа и исследователя, о его 15-летнем опыте общения с дикими африканскими слонами. Он близко познакомился с этими великанами саванны, став почти что членом их семьи. Он даже спал рядом с ними: ночные съемки получились смешными, потому что слоны, развалившиеся в самых непринужденных позах вокруг Колбека, страшно храпели.
Оказалось, что в природной жизни слоны поражают качествами, которые человечество приписывает только себе. Когда чужое бездетное семейство украло слоненка у любимицы Колбека слонихи Эко, все родственницы Эко единым фронтом ходили ругаться и выручать малыша. В их жизни есть время для скорби – увидев останки сородича, они подолгу стоят над ними, поглаживая хоботом. И для куртуазности – самец прокладывает дорогу для своей дамы, чтобы обеспечить ей лучшее местечко в грязевых ваннах. И для выяснения отношений – два самца выясняют, кто главнее, и это снова забавно, потому что на двоих у них имеется полтора несломанных бивня.
Такое поведение не укладывается в рамки теории условных и безусловных рефлексов. Речь идет не только о слонах. Проверку меткой (ставший классическим тест придуман Гордоном Гэллапом еще в 1970 году, чтобы определить умение животных идентифицировать себя в окружающем мире) прошли человекообразные обезьяны и дельфины. Собаки, кошки, а также мартышки не узнали себя в зеркале.
Означает ли это, что пудель в отличие от дельфина не обладает самосознанием? Любой собачник поспорит с таким заявлением. Вслед за ним владельцы кошек, морских свинок, голубей расскажут о богатой внутренней жизни своих любимцев.
Люди всегда подозревали, что общего между ними и животными больше, чем уверяли наука и религия. Задолго до появления обществ защиты животных, в 1494 году, во Франции приговорили к казни через повешение свинью, покусавшую ребенка. Подобные процессы были, на удивление, распространены в средневековой Европе. И проходили они в обычных судах.
На Востоке животных часто наделяли душой. А западная культура словно наложила табу на разговоры о психической жизни этих «органических машин». Декарт сравнивал животных с хорошо заведенными часами. А догматики-картезианцы приветствовали вивисекцию, уверяя, что крик животных не свидетельствует о боли, ведь это бездушные автоматы.
По большому счету, мы недалеко ушли от картезианцев, потому что привыкли видеть в животных источник еды, удобств и прочих радостей – иногда забавный, иногда опасный, но всегда лишенный собственного сознания. В лучшем случае обладающий зачатками переживаний и мыслей.
Последняя сенсация: ученые собираются выращивать эмбрионы, которые являются наполовину коровьими, наполовину человеческими, чтобы использовать их клетки для лечения таких недугов, как болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Мы охотно берем животный биоматериал, по традиции признавая биологическое сходство с животными, но отмалчиваясь о прочем.
Австралийский философ Сингер считает, что граница между людьми и прочим живым миром вообще надуманна. Посмотрите, говорит он: здоровый взрослый шимпанзе обладает большим интеллектом, чем любой человеческий младенец или психически больной «хомо сапиенс», но у шимпанзе нет тех прав, которые даны человеческим существам при рождении. Такое отношение называется ДНК-дискриминацией.
Если взгляд на животных как на вечных данников человечества изменится, нам неизбежно понадобится многое пересмотреть. И провозгласить, что все равны: люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде. Потом придется всем становиться вегетарианцами – уважение к только что открытой цивилизации обяжет.
Зато сколько новых массовых профессий появится – представители, медиумы, ретрансляторы, переводчики с языка зверей и птиц. И дальше – прямо по Чуковскому: «У меня зазвонил телефон...»