0
926
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.04.2006 00:00:00

Лем сказал,

Тэги: лем, фантаст


лем, фантаст Станислав Лем: 'Может быть, мир действительно не имеет края, но мы сами пропасть, а поэтому край создадим'.
Фото Reuters

Он был мыслителем, поэтом, писателем, философом, ученым, но запомнится миру как писатель-фантаст. Равных ему в этой сфере, пожалуй, и не назовешь никого, разве что Рея Брэдбери да братьев Стругацких – их книгами в той же степени, как и его, зачитывались поколения. Но, думается, даже такие гиганты должны склониться перед величием этого человека.

Как-то он написал: «Норберт Винер начал свою автобиографию словами: «Я был чудо-ребенком». Пожалуй, про себя я бы мог сказать: «Я был монстром». Возможно, это и преувеличение, но я, будучи еще совсем маленьким, умудрялся затерроризировать абсолютно всех окружающих. Скажем, я соглашался делать, что мне говорят, исключительно, если мой отец забирался на стул и начинал попеременно открывать и закрывать зонтик, кормить же себя я позволял исключительно под столом».

Он был монстром? Во всем, что он писал, видится главное – вызов, желание противоречить, но то, что у других могло бы превратиться в детское битье пятками по полу, особенно неуместное у взрослых, у него превратилось в мудрость. В этом смысле, в вызове, в неприятии установленных правил, он был истинным детищем двадцатого века, лозунг которого – «Вызов!», провозглашенный в 1905м году Эйнштейном его статьей «К электродинамике движущихся тел», а затем подхваченный как лучшими, так и худшими представителями человеческого сообщества.

Он был настолько грандиозен, что мог позволять себе ошибаться, потому что даже ошибки силой своего интеллекта он мог превращать в глубоко философские категории, а это уже качество не монстра, но Бога. В этом Лема можно сравнить с другим фантастом, имя которого упоминалось выше – с Реем Брэдбери. В одном из своих рассказов Брэдбери написал о том, как путешественник в прошлое случайно раздавил бабочку Юрского периода, и в результате мир пошел по другому пути. Убийца бабочки возвращается в свой двадцатый век и видит, что на выборах победили фашисты.

На самом деле, этого не могло быть принципиально. Мир действительно очень нелинеен, и действительно даже самое микроскопическое вмешательство в ход событий может привести к глобальным последствиям. Или не привести. Скорее всего последствия слабых вмешательств должны затухнуть со временем. Ну а если они не затухнут, то, выйдя с микроскопического уровня на макроскопический, должны изменить мир куда в большей степени, чем изменение результатов каких-то там выборов. И в этом случае убийца бабочки, возвратившись, встретил бы мир, совершенно неузнаваемый, если бы вообще встретил, – другая архитектура, другие законы, другое все, а главное, совершенно другие люди, ни одного знакомого лица. Ошибка очевидная, но мысль, лежащая в ее основе, настолько глубока и верна, что мы уже десятилетиями говорим об «эффекте бабочки».

У Лема ошибка – это «Солярис». Не может возникнуть разумный океан, это просто в принципе невозможно, нет нужды у океана даже в рудиментарном мышлении. И точный в рассуждениях Лем не мог этого не понимать – он просто отмахнулся от такой мелочи, как невозможность, и написал великий роман, который по праву считается вершиной его НФ-творчества.

В восьмидесятых Лем бросает писать фантастику и сосредотачивается на научно-философских сочинениях. Позже он скажет: «Когда-то мне было необходимо отпускать воображение на волю, а теперь уже нет».

Что же за метаморфоза произошла с Лемом в те годы? На самом деле метаморфоза произошла не с паном Станиславом, а с самой фантастикой – из властительницы дум, воспитавшей несколько поколений, она окончательно превратилась в дешевую рыночную поделку.

«Я не выношу science fiction, – скажет Лем, – считаю ее жанром второстепенным, инфантильным и лишенным какой бы то ни было интеллектуальной ценности. Особенно в американском, сугубо коммерческом варианте (за мою критическую статью, озаглавленную «Science fiction: случай почти безнадежный», меня даже лишили почетного членства в Обществе научных фантастов Америки). По мне, даже самый слабый детектив лучше этого галактического пустомельства. Я полагаю, что некоторые фрагменты моей «Кибериады» или «Сказок роботов» ближе к философской притче эпохи Просвещения, чем к научно-фантастической литературе. Этот камень следует раз и навсегда выкинуть из моего огорода, ибо он попал туда по недоразумению».

И это не слова, сказанные в запальчивости, – для того чтобы написать книгу о состоянии научной фантастики в США, Станислав Лем выписал из США два сундука новых научно-фантастических романов и, давясь, прочитал их все, а затем выдал профессиональный анализ.

Как вам это понравится – фантаст, один из величайших, который не любил фантастику и который даже был изгнан из престижного НФ-общества?

Философские трактаты рыночного спроса, как правило, не имеют, но в отношении к произведениям Станислава Лема это правило срабатывает далеко не всегда. Конечно, читателей у его «Дигиталитиса», «Информационных встрясок», «Сферомахии», «Прогрессии зла», «Фантастики и футурологии» и даже вершины этого его творческого пласта – «Суммы технологий» – значительно меньше, чем любителей почитать про приключения пилота Пиркса. Однако и эти произведения разбираются, как горячие пирожки, потому что Лем продолжил в них делать то же самое, что он делал всю свою жизнь, – смотреть, думать, анализировать, делать выводы, иногда поражающие своей очевидностью и парадоксальностью, и все это под лозунгом двадцатого века – «Вызов!».

Он всегда идет вразрез (если нужно идти вразрез) и не всегда оказывается понят. Его «Мегабитовая бомба», сборник эссе об информационной угрозе, нависшей над человечеством, вызвал множество споров. Одни считали, что старик потихонечку глупеет и не понимает элементарных вещей, особенно в том, что касается интернета (Лем не любил и даже побаивался интернета, хотя его компьютер и был подключен к сети), другие, профессиональные «программеры», часто готовы были подписаться под каждым из его слов. Корреспондент «НГ» к цеху «программеров» не относится, но то, что он прочитал в «Мегабитовой бомбе», произвело на него самое сильное впечатление.

Станислав Лем ушел, как ушел и двадцатый век, и теперь нам жить в другом веке. Контуры его весьма туманны, лозунг пока не вывешен, и непонятно чего ждать. Лем сказал: «XXI век будет иным, чем его многочисленные предвидения, украшенные жемчужинами удивительных идей. Возможно, он будет более жестоким по сравнению с нашим кровавым столетием. То, что изначально глобально, плохо подлежит предсказаниям (как распад СССР, триумф биотехнологии или объединение в сеть всей связи мира). Может быть, мир действительно не имеет края, но мы сами пропасть, а поэтому край создадим».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
940
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1274
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
978
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
810

Другие новости