0
4702
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.02.2006 00:00:00

Жизнь рядом с Бендером

Тэги: бендер, музей, петербург


бендер, музей, петербург Многие годы Остап Бендер и его «боевые» соратники остаются любимыми литературными героями россиян.
Фрагмент киноплаката В.Кононова, 1968 год.

Изучению феномена великого комбинатора коренной петербуржец Анатолий Котов посвятил 30 лет своей жизни. Он создал единственный в мире музей Остапа Бендера. В дореволюционном доме на Петроградской стороне добрая домоуправша когда-то отдала ему пустующую дворницкую. Появились первые экспонаты. Музей работал бесплатно и быстро пополнялся предметами быта 20-х годов, которые бескорыстно приносили посетители: то пенсне, подобное тому, что носил Ипполит Матвеевич, то пишущую машинку «Адлер» с «турецким акцентом». Вскоре появился саквояж «с колбасным боком», примус, телефон «Ал-лё, барышня», панорама Рио-де-Жанейро и многое другое.

Все вещи в музее располагались в нарочито легком беспорядке, будто герои «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» ненадолго вышли из комнаты. Посетители могли примерить командорскую фуражку Бендера, полистать дело гражданина Корейко, посидеть на одном из 12 старинных стульев. Любой желающий мог выбрать себе ключ «от квартиры, где деньги лежат», благо что корзина для ключей постоянно пополнялась новыми, из эпохи 20-х годов.

Случай заставил дотошного Анатолия Васильевича заняться поиском прототипа, с которого списан образ Остапа. К исследовательской работе Котова ненароком подтолкнул один из посетителей. Как-то пришел в музей пожилой одессит, который, как выяснилось, знал наизусть текст двух романов. Он безошибочно их цитировал, а на прощанье вдруг сказал: «Одного не понимаю, при чем тут Бендер и Петербург? Ведь он тут ни разу не был». Самолюбие питерцев было задето. Владелец музея засел за литературу, стал частым гостем архивов и библиотек.

Вскоре ему попалось письмо некой Эльзы Давыдовны Раппопорт, опубликованное в газете «Аргументы и факты». В нем она утверждала, что является сводной сестрой Осипа Беньяминовича Шора, друзья и родственники которого называли его Остапом. «Остап Бендер списан с моего брата Оси – Остапа», – настаивала женщина. Оказывается, Осип Шор в 1917 году приехал в Петроград из Одессы и поступил в Технологический институт. Анатолий Котов отправился в Центральный городской архив, где с помощью сотрудников разыскал личное дело и даже фотографию Осипа Шора. В том же 17-м новоиспеченный студент, после того как грянула революция и институт закрылся, отправился домой, в Одессу. До нее он добирался почти год с неимоверными приключениями и без гроша в кармане. Сюжет будущей книги Валентин Катаев, знавший Шора и его дорожные истории, рассказал своему младшему брату Евгению Катаеву (литературный псевдоним – Евгений Петров) и его другу Илье Файнзильбергу, творившему под псевдонимом Илья Ильф.

После внимательного неоднократного прочтения обоих произведений Анатолий Котов нашел ряд подтверждений тому, что Остап Бендер бывал в Петрограде-Ленинграде. Например, учеба его прототипа в «Техноложке». Затем упоминание в «Двенадцати стульях» бюста Жуковского в Александровском садике, реплика Паниковского об Остапе: «невский франт», а также упоминание «храма Спаса на картошке». Только в Петербурге есть храм Спаса на Крови, в помещении которого после революции устроили картофелехранилище, отсюда и меткое переименование храма горожанами.

Дальше, как удалось выяснить Анатолию Котову, пути Шора и Бендера надолго разошлись. Первый стал в Одессе матерым чекистом, от него стонала вся одесская «малина». Но после того, как бандиты вместо Осипа по ошибке убили его родного брата, он оставляет работу в ЧК, причем делает это со свойственным Остапу эпатажем: «У меня в последнее время с советской властью разногласия, она хочет строить социализм, а я – нет. Мне скучно строить социализм. Что я – каменщик, каменщик в фартуке белом?»

Однажды Шор попытался даже воспользоваться одним из способов честного отъема денег. Он решил раскрутить своих «родителей» – Ильфа и Петрова. В одном из ресторанов раз в году встречались московские одесситы. Застав писателей в месте сбора, он попросил денег за эксплуатацию образа, на что Ильф невозмутимо ответил: «Да от тебя в Бендере только скелет». Всю оставшуюся жизнь Шор работал проводником поезда Москва–Ташкент, дожил почти до 80 лет и был похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Зато его литературному персонажу было уготовано бессмертие.

Согласно первому варианту, концовка романа «Золотой теленок» имела счастливый конец. Бендер получил миллион, вернулся и женился на Зосе. Цензоры не согласились с таким поворотом. По их мнению, миллионер не может жить в Стране Советов, его нужно уничтожить. Этому воспротивились авторы, планировавшие третью книгу под рабочим названием «Подлец». Ильф и Петров отправляли Бендера на Соловки на трудовое перевоспитание, чтобы сделать из него настоящего строителя социализма. Этот сценарий им предложили тогдашние партийные идеологи. Однако авторы усмотрели в этом откровенную фальшь и отказались от такого сюжета. Тем не менее от них требовали достойной концовки романа. Писатели подумали и нашли еще один неожиданный ход. Бендер получает миллион, а на следующий день в стране отменяют хождение денег. Но и этот вариант не понравился – полный тупик. Никто не представлял себе жизнь без денег. И тогда появилось то, что мы имеем сегодня: на границе Остапа грабят румынские пограничники.

По вычислениям известного астролога, Бендер родился в Одессе в среду 25 июля 1900 года в 20 часов 15 минут по Гринвичу. В 2000 году отмечалось 100-летие Остапа. В центре города был установлен памятник великому комбинатору.

Недавно разросшийся музей переехал в Сестрорецк, где ему выделили просторное помещение в городской библиотеке.

«А вообще, – говорит Анатолий Васильевич, – каждое поколение возвращается к Ильфу и Петрову, имея свое видение их произведений. Первый фильм об Остапе Бендере сделали чехи еще в 38-м году, при жизни одного из авторов, Евгения Петрова. Второй в 40-м году – англичане, третий – кубинцы, четвертый – американцы, потом наши отсняли фильмы, в которых роли Остапа сыграли Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Андрей Миронов, Сергей Крылов и Олег Меньшиков. В 2001 году фильм «Двенадцать стульев» сделали немцы. Москвичи поставили мюзикл «Двенадцать стульев», в свое время успешно шел одноименный балет. Есть опера Тихона Хренникова «Золотой теленок». Кукольный спектакль по обоим романам играли в театре «Домени». Театр-буфф поставил спектакль «Великий комбинатор», Петербургский драмтеатр «На Литейном» посвятил свой спектакль Ильфу и Петрову. То есть эти произведения весьма востребованы».

К сожалению, талантливый писательский тандем больше не успел сделать ничего сколько-нибудь серьезного. В 1937 году умер от чахотки сорокалетний Илья Ильф. Через пять лет не стало и Евгения Петрова. В годы войны он был военкором газеты «Правда». В 1942 году, возвращаясь с задания, он разбился на «Дугласе», который пилотировал совсем молодой летчик.

Анатолий Котов полон планов на будущее. В Курортном районе Петербурга открытие каждого летнего сезона будет начинаться с фестиваля-маскарада литературных персонажей под названием «Рио-де-Жанейро на Финском заливе». 2006 год не будет исключением. К этому мероприятию он уже готовится.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1259
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
983
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
893
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
648

Другие новости