0
850
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.08.2005 00:00:00

Чушь прекрасная

Тэги: молодежь, протест, движение, акция


молодежь, протест, движение, акция Сегодняшние устроители скандальных протестных акций – нацболы ничем не напоминают правозащитников прежних лет.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Сегодня мало кто понимает, кто такие были диссиденты, инакомыслящие, если по-русски. А ведь это были все те, кто не верил официальным пропагандистским бредням, терпеть не мог коммунистическую власть и ждал перемен, как пелось в песенке. То есть – половина страны. Другое дело, что подавляющее число этих людей вступали в комсомол и в партию, талдычили положенный бред на собраниях, голосовали, проще говоря, были конформистами. Жили по лжи, если переиначить известную формулу одного из наших нобелевских лауреатов по литературе. Инако-действующих были единицы. Но было и более или менее организованное движение, получившее название правозащитного.

Но в нынешнем массовом сознании так называемые диссиденты демонизированы, а назвать кого-то бывшим диссидентом – почти оскорбить, так много пренебрежения вкладывается при этом в интонацию. Один мой приятель-поэт не без вызова сказал мне: я-то бомбистом не был, я стихи писал┘ То есть подразумевается, что диссиденты занимались вещами глупыми и вредными, а надо было заниматься умной работой без оглядки на погоду за окном. Помните, бытовала некогда даже такая теория – малых дел...

Я, впрочем, листовки не разбрасывал, на площадь не выходил. Но правозащитникам сочувствовал, «Голос Америки» слушал и в комсомоле не состоял. В 80-м году делал с товарищами неподцензурный литературный альманах «Каталог», был трепан за шкирку, но в тюрьме не сидел. Короче, бомбистом не был. Но дело не во мне, дело в этой довольно агрессивной интонации.

Было бы натяжкой сказать, что те, кто позволяет себе сегодня говорить через губу о людях, рисковавших некогда очень многим за нашу и вашу свободу, просто делают хорошую мину, а на самом деле стесняются своего былого обывательства. Многие ровным счетом ничего не стесняются. Будто не ведают, что и отмена цензуры, которая, собственно, и позволила им сделать карьеры, и нынешняя открытость страны, какой они с удовольствием пользуются, не с неба свалились по одной лишь прихоти очередного генсека.

Так называемые протестные движения есть и сегодня – и левого, и правого толка. Но они ни в чем не напоминают правозащитное движение брежневских лет. Во-первых, правозащитники, как правило, были интеллектуалами. Вообще диссидентские настроения в те годы свойственны были прежде всего интеллигенции, и соответственно проявлялись они прежде всего в слове, в письменной речи. Во-вторых, наиболее заметными правозащитниками становились люди зрелые, профессионально состоявшиеся, среди них были и видные ученые, и известные переводчики, и писатели. Соль земли, говоря евангельским языком. Нынче все иначе.

Скажем, лимоновские нацболы – бойскауты, среди которых есть много несовершеннолетних. Скинхеды – уличная шпана, а наши и не наши – нынешние комсомольцы. Но самое главное – нынешние протестанты сплошь прагматики. Лимонов, скажем, что есть сил рвется отнюдь не к подпольной борьбе, но – в легальную политику. Впрочем, в нынешнем смысле тогда, при коммунистах, никакой политики и не было.

И еще один важный момент. Диссидентство – это был не только тип сознания, но и образ жизни. Более того, люди, настроенные таким образом, исповедовали некий этический кодекс, довольно жесткий. К лучшей его стороне следует отнести безусловную солидарность и взаимоподдержку. К худшей – непримиримость, в крайних случаях почти фанатизм, что делало их похожими на русских демократов, живших веком раньше. Размежевание на мы и они было безусловным, компромиссов здесь быть не могло, и уже по одному этому политиками они никак быть не смогли бы. И, что самое главное, ощущая себя частью целого, членами одного сообщества, они всегда оставались собой.

Говорить о солидарности нынешних оппозиционеров нелепо – у политиков и тем более политиканов не может быть взаимопомощи. Образ жизни – не интеллигентские кухни, а клубные тусовки и уличные акции. Русских мальчиков больше не слышно. Об этическом кодексе как-то и вспоминать неловко, если не считать таковым программный эгоизм. Но при этом, что отнюдь не парадокс, индивидуальностей почти не видно, напротив, культивируется коллективизм вполне советского образца. И прекраснодушной чуши не слышно. Чушь по-прежнему несут, конечно, но, увы, уже отнюдь не прекрасную.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
768
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
739
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
612
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
403

Другие новости