0
1289
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.07.2005 00:00:00

Волчица ты, тебя я презираю

Тэги: петербург, снобизм, хамство


петербург, снобизм, хамство Можно ли записывать в новые российские дворяне бывших членов КПСС?
Томас Гейнсборо. Портрет четы Эндрюс.1750

C хамством сталкиваться противно. Кому приятно услышать в свой адрес: «а еще в шляпе» или «куда прешь, зараза?». Однако кроме хамства автобусного существует хамство, так сказать, элитарное.

Вас тут не стояло

Аргументы типа «кляти москали зйилы мое сало», к сожалению, встречаются не только в анекдотах. В любезном отечестве обретается достаточное количество людей, утверждающих, что только «коренные петербуржцы» (москвичи, дворяне, казаки) способны понимать и любить свой город (Россию), и только они знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Не стоит называть это явление патриотизмом, так как патриоты, как известно, почитают своих, а шовинисты унижают других – не за то, что глуп, дурно воспитан, совершил что-то постыдное, а за то, что по рождению отличается от шовиниста. Но давайте разбираться по порядку. Что такое, к примеру, «коренной петербуржец»? Тот, чьи предки жили в дельте Невы до того, как Петру пришло в голову построить здесь город? Те, кто пришел с Петром? Те, что приезжали, приплывали, приходили пешими со всех концов Российской империи и всего мира? Те, кто жил в Питере до октября 1917 или в 1941–1944 годах? Те, кто отстраивал город? Можно ли считать коренными петербуржцами родившихся в Сибири, Калининграде или в Париже, если их дед и бабка жили в доме на Гороховой? Являются ли эти люди по рождению ниже тех, чьих родичей большевики по одним им ведомым причинам не вышвырнули с насиженных мест?

Есть у проблемы коренных петербуржцев и еще один аспект. Помнится, Михаил Горбачев, вспоминая Пушкина, заметил: «Он земляк нас обоих – и москвичей и петербуржцев, мы его породили, а вы не уберегли». Мы не задумываясь причисляем Александра Сергеевича к петербуржцам, но родился-то он, воспевший свою любовь к «Петра творенью», не здесь. Так же, как Лермонтов, Чайковский, Екатерина Великая, Фальконе и множество других людей, знаменитых и безвестных, составивших славу нашего города. Если следовать логике нынешних великопитерских шовинистов, то Ломоносов был деревенским лаптем, а Росси с Растрелли и вовсе людьми южной национальности, не имевшими никаких прав навязывать нам свои дворцы. Или тогда было можно, а сейчас нельзя? Абсурд! Петербург всегда был славен именно тем, что принимал всех, кто хотел ему служить. И после 17-го года сюда по-прежнему стремились те, кто решил, что может и должен жить только в этом городе. Санкт-Петербург стал центром науки, культуры, независимой мысли во многом благодаря постоянному притоку свежей крови. Настоящие петербуржцы, петербуржцы по духу, всегда с радостью принимали в свою среду таких пришельцев. Впрочем, для снобов это не доводы, а посему придется перейти на личности.

Один из самых читаемых российских фантастов Николай Перумов, хотя при желании мог бы направо и налево трясти царскими генералами и известными учеными: «Пусть меня хвалят или ругают за мои книги, а не за моих дедушек и прадедушек. Я их очень уважаю, но родословная обязывает прежде всего тебя, а не других. Бравировать же своим происхождением допустимо, либо когда за это преследуют, либо для того, чтобы... осадить зарвавшегося сноба. Последним я бы посоветовал лично, а не с помощью предков превзойти тех, перед которыми они «выпендриваются», – совершить открытие, построить дом, встать на защиту справедливости, написать нужную книгу...»

Вырисовывается четкая закономерность – если человек состоялся как профессионал, как личность, в нем нет и не может быть снобизма, желания приподнять себя, унижая других. Зато как только на горизонте появляется несостоявшийся гений (которому сначала большевики мешали, а потом и вовсе незнамо что), начинается разговор на тему «мы с вами такие замечательные, наши предки Рим спасли, давай сядем и за рюмкой чая попрезираем всех остальных». Только толку от таких аристократов духа для якобы любимого ими города ровно столько, сколько от Васисуалия Лоханкина, рассуждающего о своей роли в русской революции. Вот и сидят лоханкины-младшие в запущенных квартирах (почему-то снобизм часто соседствует с банальной неопрятностью) и ругают тех, кто «зйив мое сало», то есть приложил усилия и сделал то, что снобам было делать лень, или же то, на что они просто непригодны.

Сыновья поручика Голицына

Особым подвидом снобизма является снобизм дворянский.

Я не говорю о действительных потомках «игрою счастия обиженных родов». Среди них множество достойных во всех отношениях людей, впрочем, со своим дворянством они как курица с яйцом обычно не носятся. Чего не скажешь о тех, для кого записаться в аристократы стало вопросом престижа. Прослыть же дворянином на фоне нашей умопомрачительной безграмотности проще простого. Было бы нахальство – объявляй себя хоть графом де Бюсси, хоть князем Волконским, хоть наследником российской короны. При этом обычно забывается, что еще в XVIII веке российским имперским законодательством были введены строгие правила получения права на обладание дворянским титулом и дворянским гербом – сословными атрибутами потомственных дворян. Основной путь «попадания» (инкорпорация) в дворянское сословие было гентильным (то есть от отца к сыну или жене), тогда как аноблирование (приобретение дворянства «монаршей милостью», выслугой или кавалерским отличием) служило вспомогательным средством пополнения дворянского сословия. Кстати, современные дворянские организации, в том виде, в каком они существуют, не могут быть признаны правопреемниками дворянских сословных корпораций Российской империи, поскольку в соответствии с действующим законодательством являются добровольными (а не обязательными для представителей сословия) общественными объединениями.

Но что до этого тем, кто желает смотреть на других свысока, не имея на это достаточного основания! Вот и возникают различные «тусовки» карикатурного вида, в которых всерьез выясняют, можно ли записывать в новые российские дворяне бывших членов КПСС и передается ли дворянство по женской или внебрачной линии. Разумеется, возникают свары, недовольные уходят, образуют новые организации, избирают предводителей, раздают красивые грамоты и свысока посматривают на плебеев. А зря!

Если уж мы направо и налево поминаем Петра, надо бы вспомнить, что великий император ценил людей по способностям и по делам, а не по родовитости. Недаром он «стоеросовую дубину» благородного происхождения разжаловал в матросы без права выслуги, а барского денщика, освоившего навигацкую науку, определил в капитаны. Попадись Петру Алексеевичу под руку нынешние аристократы духа, способные только брюзжать и кичиться предками (вымышленными или нет, это другое дело), отведали бы их спинушки царской палки. И это еще в лучшем для них случае.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
562
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
560
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
922
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
468

Другие новости