0
1840
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.01.2005 00:00:00

Открытие Чукотки украинцем

Тэги: чукотка, хриенко, путешествие


чукотка, хриенко, путешествие Николай Хриенко привез на мыс Дежнева горстку украинской земли.

Фото автора

Прежде чем начать путешествие, журналист Николай Хриенко несколько лет готовился к нему. Задачи определила тема путешествия «Украинцы за Уралом». 7 июля 2004 года Николай вылетел из Киева в Москву, затем в Пермь, а официально путешествие началось из бывшего лагеря для политзаключенных «Пермь-36», где в советское время отбывал наказание ссыльный украинский поэт Василий Стус.

– Я собирал материалы об украинцах, живущих в России, чтобы рассказать о многовековой дружбе наших народов. Также меня интересовала тема строительства новых православных храмов на Руси и возрождения православия. Мое путешествие благословил патриарх Киевский и Украинский, – рассказывает Николай Хриенко.

Журналист прибыл самолетом из Магадана в Анадырь в ноябре, 20 дней ожидал самолета до поселка Лаврентия, еще более двух недель ждал вертолета до поселка Уэлен, расположенного в 130 км от Лаврентия. Конечным пунктом Хриенко должен был стать мыс Дежнева – окончание материка Азии, начало российской земли. Здесь стоит православный крест и барельеф Семена Дежнева.

Прежде чем достигнуть Уэлена, Николай Хриенко преодолел на различных видах транспорта многие тысячи километров по Сибири и Дальнему Востоку. Он встречался с жителями Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Тобольска, Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Сростков, Братска, Иркутска и многих других городов и сел. На трехметровом расшитом украинском рушнике, который Николай привез с собой из путешествия, он собрал подписи сотен людей, руководителей украинских диаспор, действующих в России за Уралом. Этот рушник будет передан в музей газеты «Сельские вести», самой тиражной на Украине.

– Интересных людей встречал очень много. Отснял 106 фотопленок, – рассказывает путешественник. – В Лазовском районе Хабаровского края встречался с потомками переселенцев-украинцев еще времен аграрных реформ Столыпина. Достигнув Владивостока, я перебрался в Хабаровск, а оттуда двинулся через Благовещенск на север. Автостопом от станции Большой Невер преодолел 3000 километров до Якутска, через Тынду. Побывал в Томторе. Там стоит стела, посвященная тому, что будущим академиком Обручевым в 1926 году здесь зафиксирована самая низкая на земле температура – минус 71,2 градуса по Цельсию. Из Томтора я двинулся пешком до Колымской трассы, шел 15 дней, преодолев 420 километров.

Путешественнику пришлось нести на себе палатку, теплую одежду, продукты питания, фотоаппараты. Шел по размытым, уже безжизненным дорогам, по глухой тайге. В районе поселка Кадыкчан вышел на Колымскую трассу. И далее его путешествие продолжалось на попутных автомобилях. Журналист побывал на прииске «Мадьяк», где в 1939 году сидел будущий академик Королев.

– Незабываемые были встречи в Магадане, там много украинцев, которые были репрессированы в сталинские времена и сосланы на Колыму, – рассказывает Николай Хриенко. – В Уэлен я прилетел 14 декабря. Встретил там и Новый год, отметил свое 56-летие. Чтобы достичь мыса Дежнева и рассыпать возле него землю, которую я взял в географическом центре Украины, в райцентре Добровеличковка Кировоградской области, мне пришлось совершить пять попыток.

Первый раз путешественник выехал из поселка Уэлен на вездеходе, но мыса не достиг – в гористой местности вездеход сломался. Второй раз выехали уже на двух «Буранах». В январе световой день там длится всего несколько часов. В темноте один из буранов наткнулся на камень, полетел трек. Пришлось и на этот раз возвращаться в Уэлен ни с чем.

Решено было добраться на собачьих упряжках до бывшего поселка Дежнева. Когда-то в нем жили люди, но поселение было ликвидировано в 1970-е годы, в эпоху тотального укрупнения сел. Теперь здесь осталось два домика, в которых летом живут охотники-промысловики на морского зверя. Отсюда дважды пытались на собачьих упряжках достичь мыса Дежнева, но из-за сильной пурги возвращались ни с чем. Семь дней пробыли в Дежневе, и пришлось вновь возвращаться в Уэлен.

– В Уэлене я пережил пургу невероятной силы. Впечатления потрясающие. Выглянул из двери – у меня сорвало рукавицы и унесло, похоже, аж на Аляску. Ничего не было видно от плотного гудящего снега и ветра не то что в метре, а в сантиметре. Дома Уэлена занесло по крыши. Перед этой жуткой стихией человек бессилен.

Настырность Николая Хриенко дала результаты. Лишь пятая попытка добраться до мыса Дежнева увенчалась успехом. На мотонарте «Буран» вдвоем с участковым милиционером Галимьяном Актаевым рано утром двинулись в путь. Им повезло – впервые за многие недели стояла прекрасная погода. Светило солнце, не было ветра. Снежный наст был прочен, видимость отличная. Они благополучно преодолели горные участки пути по речным долинам и оказались на оконечности Азии. К кресту и памятнику Дежневу предстояло спуститься по крутому склону. Здесь самое трудное – не оказаться под снежной лавиной. Используя веревку длиной более чем 300 метров, металлические штыри, которыми ее закрепляли, спустились на плато, где установлен пятиметровый крест и барельеф первооткрывателя Берингова пролива. Николай Хриенко рассыпал возле барельефа землю, доставленную с Украины, под бронзовую плиту положил букет карпатских эдельвейсов, переданных украинскими учителями-географами. Журналист сумел сделать лишь несколько фотоснимков, после чего два фотоаппарата от мороза перестали работать.

– В моей журналистской жизни было три самых главных события – участие в ликвидации чернобыльской аварии, война на Кавказе, пурга в Уэлене и рискованный спуск на мысе Дежнева. По степени риска и произведенному впечатлению они для меня стоят друг друга, – говорит отважный путешественник.

Обратный путь из Уэлена в Анадырь был кратким. Повезло с погодой и авиатранспортом. Уже через два дня Николай Хриенко увлеченно рассказывал на встрече с анадырцами о своих приключениях.

За время пребывания в Уэлене журналист потерял в весе 6 кг, обморозил нос и щеку. Но обилие собранного материала, острота впечатлений компенсировали все потери. В конце января журналист-путешественник из Анадыря вылетел в Магадан, затем в Москву и Киев. В украинской газете «Столица», где Николай Хриенко работает, в журнале «Экспедиция XXI век» в ближайшее время появятся материалы, рассказывающие о его семимесячном путешествии.

Анадырь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
940
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1164
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1065
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1059

Другие новости