0
1549
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.11.2004 00:00:00

Борьба с позорищем

Александр Мраморнов

Об авторе: Александр Мраморнов - историк и журналист.

Тэги: церковь, театр, Гермоген


Исторически отношения Православной Церкви и театра всегда были, мягко говоря, несколько неровными. Например, святой Иоанн Златоуст (ок. 350-407 г.) так писал об актерах-лицедеях в "Наставлениях в христианской жизни": "Это диавол изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых и ослаблять силы их духа".

Тем не менее церковное право очень редко касалось театральных увеселений. Иногда приводят в пример 24-е правило VI Вселенского Собора (680-681 г.): "Никому из числящихся в священном чине┘ не позволяется ходить на конские ристалища или присутствовать на позорищных играх". Однако речь здесь, собственно, идет не о театре, так же, как и в 51-м правиле того же Собора, возбраняющем уже не только для священников, но и для мирян "быть смехотворцем и их зрителем, также и зрелища звериные творить и плясания". Эти соборные определения не только не вносили ясности в отношения Церкви и театра, но, напротив, еще больше запутывали их.

Что касается современных высказываний о театре, то диакон Андрей Кураев, в частности, полагает, что ограничиваться мнением отцов Церкви по данному вопросу не следует и в перспективе театр вполне может стать хранителем христианских ценностей, хотя до сих пор на сцене, по его мнению, преобладает язычество.

Спорный вопрос о приемлемости театра для христианина в большей степени касается свободного выбора каждого человека, а не принуждения не делать того, что кому-то кажется кощунственным. Тем не менее есть в истории Русской Церкви примечательный эпизод, когда священнослужитель восстал против театра, причем не в Средние века, а в начале XX в.

Фигура епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918 г.) известна довольно хорошо во многом благодаря его канонизации Русской Православной Церковью в 2000 г. Однако ряд любопытных фактов его церковного служения до сих пор остается неизученным.

Впервые имя Гермогена появляется на страницах столичных изданий Российской империи в октябре 1905 г. в связи с его участием в еврейских погромах в Саратове, где он с 1903 г. занимал епископскую кафедру. До сих пор не решен вопрос о характере этого участия, оценивавшегося современниками различной политической ориентации по-разному. Епископа называли то вдохновителем погромщиков, то посредником-миротворцем.

Через некоторое время Гермоген выступил с рядом заявлений, в которых говорилось о том, что неудачная революция 1905 г. сменилась новым походом на Россию ее идеологических врагов. Причиной этому стал именно театр.

В 1907 г. на сцене многих российских театров шли два нашумевших спектакля: "Пробуждение весны" немецкого драматурга Франка Ведекинда и "Черные вороны" Виктора Протопопова, ныне почти забытого даже литературоведами.

Будущий писатель, журналист, любитель театра, страстный библиофил, Протопопов родился в 1866 г., то есть был всего на 8 лет моложе епископа Гермогена. Получив образование в одной из частных гимназий Петербурга, он стал сотрудником редакций сразу нескольких столичных газет ("Биржевые ведомости", "Петербургская газета" и др.).

Уже будучи журналистом, Виктор Викторович начал писать сочинения для театра. Пьесы "Невольники рубля" и "Рабыни веселья" были запрещены цензурой по причине своей безнравственности. Несколько вышедших вслед за этим комедий критики оценивали как "не обладающие литературными достоинствами". Неожиданно драматург обращается к проблемам Церкви и во время революции 1905 года создает пьесу "Черные вороны". В ней автор обличал и высмеивал иоаннитов - сектантов, почитавших знаменитого протоиерея Иоанна Кронштадтского (1829-1908 гг.) за Иисуса Христа. Однако, по мнению епископа, получилась скорее пародия на самого "всероссийского пастыря".

14 июня 1907 г. обер-прокурор Синода в официальном письме в Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел заявил о том, что всякие препятствия для постановки "Черных воронов" отсутствуют. Осенью того же года пьеса ставится во многих городах империи, в том числе в Саратове.

19 октября 1907 г. к саратовскому губернатору графу С.С. Татищеву явилась делегация от Православного всероссийского братского союза русского народа - организации, отколовшейся от Союза русского народа и фактически руководимой самим епископом Гермогеном. "Братчики" потребовали от губернатора запретить пьесы "Пробуждение весны" и "Черные вороны" ввиду того, что они развращают горожан "в нравственном отношении". Под напором просителей граф обещал проверить, соответствуют ли постановки разрешенному цензурой тексту. Пьесы, однако, продолжали привлекать публику, а полные залы собирались чуть ли не ежедневно.

Но даже светская газета "Саратовский вестник" отмечала, что нравственная польза от этих спектаклей вызывает большие сомнения. 24 октября "братчики" нанесли повторный визит в губернаторскую канцелярию, пригрозив, что в случае, если пьесы не будут отменены, они подвергнут городские театры участи синагоги, разгромленной в Саратове в октябре 1905 г. Татищев заявил: "Воспрещать пьесы, дозволенные цензурою, я не могу и притом не вижу оснований снимать с репертуара саратовских театров пьесы, беспрепятственно исполняемые в остальной России".

Еще через несколько дней в городе появляется воззвание епископа Гермогена со страшно длинным и неудобочитаемым названием "Нравственные тревоги и терзания большей части саратовского общества ввиду ужасного "Пробуждения весны" и возмутительного появления "Черных воронов", распространявшееся вместе с издаваемой в епархии церковной газетой "Россиянин". Епископ возмущался спектаклями и обвинял актеров в безнравственности и кощунстве. Он говорил, что автор "Черных воронов", в частности, издевается над Церковью и Иоанном Кронштадтским в "лукавом придумывании совершенно невозможной и вовсе несуществующей какой-то якобы секты иоаннитов".

Пьеса действительно содержала в себе некоторые преувеличения и пассажи, которые могли показаться архипастырю оскорбительными для Церкви. Говоря же о лукавстве Протопопова, Гермоген сам лукавил: о существовании секты прекрасно было известно всей России. Иоанн Кронштадтский в резкой форме осуждал ее и совершал поездки для пресечения деятельности иоаннитов. Более того, епископ Гермоген в 1911 г. на одном из заседаний Синода сделал об этой секте специальный доклад!

Возможно, однако, это лукавство было неосознанным, поскольку архипастырем руководило страстное и искреннее желание укрепить расшатавшуюся нравственность русского народа. Искренность его воззваний отмечали многие современники. Губернатор Татищев тоже не ставил ее под сомнение, хотя и сообщал в донесении премьер-министру П.А. Столыпину, что "воззвание┘ произвело эффект совершенно обратный ожиданиям Преосвященного: о пьесах всюду заговорили и публика устремилась в театры, начались полные сборы".

В газете "Колокол" епископ представил свое глобальное понимание происходящего. По его словам, деятели революции, потерпев поражение, решили взяться за нравственное разложение общества. "Нельзя не заметить того, - писал Гермоген, - что оставленное┘ на время как неудавшееся бывшее революционное политиканство вдруг, точно по наперед начертанной программе, очевидным образом сменилось┘ миссионерством, то якобы моральным, то якобы религиозным, в сущности, конечно, и антиморальным, и антирелигиозным┘ На театральной сцене появились революционные разновидности под личиною точь-в-точь миссионеров, притом исключительно православных; с другой стороны, и самая театральная сцена и актеры стали вдруг почему-то сродни нашим заправским по должности миссионерам!" Обратим внимание на обвинение Гермогена в адрес Протопопова и актеров, игравших его пьесы. Епископ пишет о некоем заговоре, целью которого является свержение основ нравственности, зиждившихся на православной традиции.

Конечно, никакого заговора не было. В газете "Театральное эхо" было опубликовано письмо, подписанное 108 представителями театрального искусства, заявившими, что при постановке "Черных воронов" они исполняли свой "истинно христианский долг". Артисты жаловались на необоснованные обвинения в свой адрес. Общество раскололось. Гермоген, продолжая отстаивать свою позицию, послал телеграмму на имя обер-прокурора Синода, в которой просил "походатайствовать ради Бога о немедленном запрещении названных зрелищ хотя бы в пределах нашей несчастной губернии Саратовской".

Телеграмма возымела действие: 16 декабря 1907 г. губернатор Татищев получил официальную телеграмму от Столыпина: "Благоволите сделать распоряжение о снятии с репертуара пьесы "Черные вороны". Мин. вн. дел Столыпин". Указание пришлось исполнять. Эпопея завершилась победой епископа.

О Протопопове некоторое время много говорили и писали. А потом его пьесы были забыты вместе с их автором. С иоаннитами же вел борьбу Синод, как тому и надлежало быть. В 1916 г. Виктор Протопопов скончался в поезде по пути в Петербург из Крыма, где лечился от тяжелой болезни. К тому времени епископ Гермоген, бывший друг и почитатель "старца" Григория Распутина, стал его злейшим и непримиримым врагом, за что был отправлен Святейшим Синодом в ссылку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
691
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
965
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
905
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
1059

Другие новости