0
1765
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

Мятый человечишка

Тэги: чаплин, творчество, голливуд


чаплин, творчество, голливуд Чарли – стекольщик в фильме «Малыш» (1921), первой полнометражной картине Чаплина.

Чарли Чаплин приехал в Соединенные Штаты, когда американское кино остро нуждалось в новой комической звезде. В то время американские кинокомедии не могли выдержать конкуренции с европейскими. Ведь немое кино не требует перевода и комментария, и это было существенно для страны эмигрантов.

Спрос родил решение создать кинофирму по производству «комических». Ее основали Адам Кессель и Чарлз Бауман, назвали «Кистоун» («Краеугольный камень»). Художественное руководство доверили Маку Сеннетту – канадскому ирландцу, литейщику из Коннектикута. Черный юмор он чувствовал прекрасно, был необразован, но разносторонне одарен. Четыре года он состоял при Дэвиде Гриффите в легендарном «Барографе».

Гриффит создавал эпохальный стиль в новом искусстве, а комедии ему не удавались, и он их презирал, но вынужден был подчиняться хозяевам и снимать «комические». Сеннетт, его персональный шофер, удачно имитировал Макса Линдера, который смешил тогда весь мир, и Гриффит занял своего водителя в нескольких короткометражках, затем сделал помощником, а вскоре – главным режиссером комедийных фильмов «Байографа». За полтора года Сеннетт снял более 80 картин. Еще он был груб и упрям.

Вот в такие руки попал Чаплин по контракту от 25 сентября 1913 года. Неудивительно, что в «Кистоуне» его не любили, не понимали и еле терпели. Актеру, воспитанному на культурных традициях английской театральной пантомимы, велели усвоить сеннеттовский стиль работы: никакого сценария; мысль, пришедшая в голову, разыгрывается как играется, пока не начинается погоня – сердцевина фильма; непременные атрибуты – потасовка в дамской спальне и кульминация на паровозе идущего поезда; плюс фетишизация грубой кутерьмы затрещин, подзатыльников и уличных драк с полицейскими... Дублей не делать, движущуюся камеру не использовать, снимать только с нескольких точек, собственного мнения не иметь.

Чаплин, стиснув зубы, взялся за дело: работа у Сеннетта была шансом вырвать семью из нищеты, обеспечить хорошее лечение матери, реализовать личные мечты. За считанные месяцы он сумел преодолеть дистанцию от кинонеуча до гриффитовского аса. Более того, противопоставил принятой в комедиях «Кистоуна» манере английский неспешный, аккуратно жестикулированный стиль актерской игры.

Лицо Чаплина несло отпечаток пережитых страданий, и никакая маска клоуна не могла их скрыть. Но именно это живое выражение его глаз и привлекло зрителей. Дебютный фильм «Зарабатывая на жизнь» (в советском прокате «Чарли счастлив») имел серьезный успех, он остался одним из лучших в истории «Кистоуна». В этой картине возник образ Бродяги, отработанный затем до полного совершенства – вплоть до картины «Огни города» (в советском прокате «Огни большого города»), предпоследнего немого фильма Чаплина, его «комического романа».

Чаплин сожалел о приходе в кино звука и яростно сопротивлялся ему. Уже стало легендарным 6 октября 1927 года – дата премьеры «частично говорящего» («part talkies») фильма «Певец джаза» (режиссер Алан Кросленд). Он затмил по кассовым сборам все немые шедевры. В ответ Чаплин, рискуя всем своим состоянием, создает немой шедевр – картину «Цирк», где Бродяга безмолвно творит пантомимическое искусство.

8 июля 1928 года братья Уорнеры выбросили на кинорынок «первую стопроцентную говорящую» («all talkies») ленту «Огни Нью-Йорка» (режиссер Брайан Фой). Этот гангстерский фильм побил все рекорды проката. А Чаплин через три года снимает «Огни города», где человеческая речь по-прежнему заменяется пояснительными титрами. Правда, драматургия фильма уже строится на музыке – «душе действия»: с лейтмотивами, тембровыми инструментальными характеристиками. Он ее написал сам, так что в «Огнях города» состоялся дебют Чаплина как композитора.

Может быть, он боялся, что «заговоривший» Бродяга неизбежно разрушит пантомимическую магию «великого немого», а языковые барьеры лишат его интернационального экрана? Чаплин категорично заявил в 1931 году: «Я даю говорящему кино три года, не больше!» Пожалуй, это единственная ошибка художника.

Чаплин создал более 70 коротких кинорассказов, полных сочного комизма и сатиры. Благодаря этим миниатюрным драмам маленький человек в удачно созданной комической маске стал одним из символов XX века.

По своему внешнему рисунку роль Бродяги – мюзик-холльного происхождения. Тросточка как непременный атрибут светского человека входила в обязательный аксессуар любого английского комика. Она символизировала чувство собственного достоинства подданного Ее Величества, поэтому клоуны постоянно ею жонглировали. С тростью Чарли дебютировал в «комической» «Между ливнями» (в советском прокате «Под дождем», 1916; «Чарли и зонтик», 1924). Здесь же он впервые прочапал утиной походкой Чудилы Бинкса – конюха его дядюшки Спенсера Чаплина, владельца кабачка «Голова королевы».

Бродяга появился на экране в предыдущей картине «Невероятно затруднительное положение Мейбл» (в советском прокате «Переполох в отеле»): маленькая шляпа-котелок, мерзкие черные усики, слишком узкий и коротковатый пиджак, ветхая жилетка, нарочито мешковатые брюки, готовые сползти в любую секунду. К этому «изысканному силуэту» прилагались драные ботинки 55-го размера, развернутые в разные стороны. «Мятый человечишка», как называл Чаплина Маяковский.

В течение 20 лет эта нарисованная театральная маска эволюционировала в кинообраз Бродяги – никогда не отчаивающегося, влюбленного в жизнь и людей скитальца. Вопреки гэгу (слово придумал Сеннетт, перевести «gag» на нормальный язык невозможно), искусству грубого абсурда, Чаплин создал свою историю про дурака – универсальный образ, извечно понятный всем народам. Ему позволено все: не уважать власть имущих, появляться везде, где хочется, однако и выпутываться из бед он может только благодаря собственным силам. Чем не герой русских сказок, Иванушка-дурачок эпохи немого кино? Ведь дал же Бернард Шоу своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца» подзаголовок «Фантазия в русском стиле на английские темы»!

Бродяга с почти первобытной детской наивностью швырял в мир силы и власти камушки смеха. Их обожали зрители: шутка обесценивала могущество богатых, разрушала страх, обессмысливала насилие.

В картине «Великий диктатор» Чарли-парикмахер из гетто скажет возлюбленной, растоптанной сапогами штурмовиков, сокровенные слова: «Ханна! Ты слышишь меня? Где бы ты ни была, посмотри в небо! Ханна, подними голову! Тучи рассеиваются! Солнце пробивается сквозь них. Мы выходим из мрака на свет... Выше голову, Ханна! Взгляни в небо!» Звучащая речь чаплинского персонажа стала фактором художественной выразительности, когда «великий немой» казался уже анахронизмом. Чаплин остался непреклонен: «Кое-кто говорил, что Бродяга мог бы заговорить. Но это было немыслимо: как только он сказал бы хоть единое слово, он стал бы другим человеком».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
655
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
654
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
528
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
339

Другие новости