0
1289
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.07.2004 00:00:00

Ренессанс лесной культуры

Тэги: лес, ксп


лес, ксп Символы бардовского творчества: лес, гитара, костер...
Фото Светланы Конышевой

Лесная культура. Когда-то я хотел издать сборник под таким названием. Провести большое фольклорное исследование об исчезающей цивилизации. Собрать разрозненные сведения, анекдоты, сплетни, песенные куплеты, стихи. Пока еще кто-то чего-то помнит, и многие еще в России, и не устарела телефонная книжка... Тогда на моих глазах рассыпался большой, понятный, уютный – но при этом, конечно же, «параллельный» мир. Где все закономерно соединялось и уживалось: сырой подмосковный лес, Окуджава, Визбор и Вахнюк, молодежный нонконформизм и здоровая антисоветчина, физика и лирика, альтруизм отцовского диссидентского (и потому очень близкого) духа и российская сексуальная революция

80-х – в палатках и гамаках с видом на родные болота.

Мир этот был не только что параллельный, а в чем-то даже фантастический. Не случайно нашлось ему место в одной из книг Стругацких – уже перестроечной поры, когда описываемый феномен был близок к своему исчерпанию. Когда КВН снова появился на телеэкране – а значит, острить на политическую злобу дня стало можно не только на сцене из сосновых бревен где-нибудь на 70-м километре по Казанской дороге.

Теперь уже снова нельзя. Но и на свежесрубленную сосновую трибуну некому подняться. В лес давно ходят не за политикой. А все больше за грибами. Вопреки совету не попавшего в обойму «популярных бардов», но оттого не менее искрометного профессора и лирика Семена Флейшмана: «Так не сидите, люди, в креслах, не хмурьте лбы, идите в лес, ищите песни, а не грибы!»

С некоторых пор стремительно исчезали поводы ходить в лес. Вообще куда-то ходить – в условиях, когда все на колесах. Вторая культура начала потихоньку сливаться с первой; люди потянулись назад в город. Его стало возможно обживать, он стал мягким и податливым, как пластилин. Любовью уже необязательно было заниматься в тяжелых походных условиях под стоны комаров. У молодых появились деньги для съема квартир, у стариков – безденежье, подталкивающее освобождать жилплощадь.

Лесная братия разбредалась по городу – кто пропадал в каменных джунглях поодиночке, а кто нашел новые группы по интересам. Перед любителями погорланить на публике распластался офонаревший Арбат (бедный Окуджава!). Для любителей тонуть в пьяном виде появились пристанища более безопасные, чем подмосковные озера, – бассейны 3 на 5 в бесконечной череде VIP-саун. Для взыскующих свежего воздуха и труда на земле – приватизированные фазенды. А для полуночников-одиночек раскрыл свои объятия интернет. Эта паутина оказалась куда цепче, чем природная, прилипавшая к нашим волосам, когда мы брели между ночными деревьями от костра к костру, от слета к слету.

Да, наш специфический сленг становился еще одним мертвым языком, рассыпался на атавизмы. Уже неохота, да и некому объяснять, что (и как много!) значили все эти слова и выражения: «слет», «куст», «нашивка», «ночной концерт», «рубить хвосты», «вешать маркера». Я вознамерился вырвать из смыкающегося небытия этот мир, зафиксировать этот язык, пока он не омертвел, собрать предания глубокой каэспэшной старины. Хотя заранее было ясно, что задача непосильная.

Но теперь выясняется, что и ненужная. Курилка-костер оказался более живучим, чем о нем думали. Все отчетливее стало видно движение в обратном направлении. Не то чтобы городская среда снова сделалась агрессивной, отталкивающей, вытесняющей. Нет – скорее вялой и малосодержательной. Как новейшее телевидение: еще без напористой совковой лжи, но уже без правды. Воздух свободы снова, по Мандельштаму, приходится уворовывать. Всепобеждающий стиль Stalin Light источает сладковатый тошнотворный запах – тянет туда, где можно дышать. А еще лучше – «полоскаться в звенящем озоне», как пел помянутый Флейшман. Слава Пану, еще не все леса перевели на фазенды. Возобновилась утечка умов за МКАД – но не на шесть соток, а на шесть хвойных гектаров.

Сей феномен стало возможно измерять в абсолютных цифрах: по числу участников пережившего второе рождение Грушинского фестиваля. Цифры год от года росли в разы: 50 тысяч, 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч. Но самое забавное, что этот русский бардовский Вудсток оказался всего лишь на полпути к тому второму, параллельному миру, в который опять устремилась недобитая и неугомонная интеллигенция, частично переименовавшаяся в средний класс. Грушинка получилась недостаточно альтернативной. Она – что тот КВН – обюрократилась, потучнела от спонсоров, пожелтела от заезжей попсы.

Так по крайней мере думают о ней устроители более концептуальной и радикальной альтернативы «первому миру» – фестиваля «Второй канал». Он родился в лоне той же Грушинки – как конкурс для тех, кого отвергла Гора (так здесь именуют импровизированный зрительный зал главной сцены – Гитары). А потом отделился, ушел в автономное плавание в Московскую область. Те, кому Грушинка казалась недостаточно продвинутой, продвигались все глубже в подмосковные дебри – вслед за отцом-основателем «Второго канала» Владимиром Ланцбергом.

Они уходят в мир деревьев уже не за политикой и не за грибами, а целенаправленно за песнями. Что это за песни? Блуждаю по сайту «Второго канала» в поисках определения. Не нахожу. Все очень неточно и приблизительно. Но все же какая-то картина прорисовывается. «Самые правильные, самые чистые и честные песни». «Альтернативный камерный конкурс, ориентированный не на незатейливость и доступность, а на высокое искусство». Песни для «заинтересованного зрителя, который слушает и смотрит не для того, чтобы ему сделали красиво». Произведения людей, «поющих, чтобы задуматься, и сочиняющих песни, потому что задумались». «Самая недемократичная песня в мире» – это уже определение самого Ланцберга.

Но за этим ли в самом деле забираются так далеко? Здесь следует оговориться, что нынче в леса обетованные входит совсем не то поколение, что совершало исход в 70–80-е. Что именно движет новой генерацией – лично для меня большой вопрос. Догадываюсь, что у них с городской реальностью теперь уже не идеологические, а чисто стилистические разногласия.

А может, и разногласий никаких нет. А есть эффект сообщающихся сосудов. Есть прагматичное соображение, что в городе следует зарабатывать деньги и укреплять семью, а в лесу следует слушать песни и расшатывать семейные скрепы. Не исключаю также, что специальных соображений не существует вовсе.

Но точно есть – это факт – вторая реальность, вторая книга, «Второй канал». И полторы тысячи понаехавших бог знает откуда – из США, Германии, Голландии, с Дальнего Востока, с той же Грушинки – поющих и активно рефлексирующих существ. Встречающихся раз в году в четверг – после дождика, после Грушинки, после всего...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1308
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
838
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1579
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1535

Другие новости