В День независимости самые штатские американцы становятся знаменосцами.
Фото Reuters
Это произошло в 1776 году. К тому времени уже более года шли военные действия на восточном побережье Северной Америки. Колонисты сражались с воинскими подразделениями, которые направил в Америку английский король Георг III. И чем дольше длилась война, тем более нарастала решимость американцев отделиться от Британской империи.
Второй год в Филадельфии заседал слет представителей 13 колоний. Он так и назывался – Второй континентальный конгресс. 4 июля его участники приняли Декларацию независимости, проект которой написал Томас Джефферсон, талантливый юрист и архитектор, человек энциклопедических знаний, впитавший в себя самые передовые идеи эпохи Просвещения. Впоследствии он стал третьим президентом США.
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью», – говорилось в Декларации. Не обошлось без споров по поводу важного и достаточно рискованного решения об объявлении независимости – британские колониальные власти называли сторонников отделения колоний от империи предателями. В конечном итоге Декларацию одобрили 9 колоний, две были против, одна воздержалась и одна «не определилась».
Наиболее заметную, размашистую подпись поставил под документом Джон Хэнкок, председательствовавший на сессии конгресса. «Такую подпись Георг III уж обязательно разглядит», – заявил Хэнкок. С тех пор американцы, предлагая поставить подпись под документом, часто в шутку говорят: «Сделай хэнкок!»
Через год, 4 июля 1777 года, в Филадельфии прошло празднование первой годовщины независимости. Вот как описывает его хроникер: «На улицах города толпы людей. Царит ликование. Слышны оркестры. У набережной стоят боевые корабли. Гремит салют – 13 залпов». 13 – это число штатов, вступивших между собой в союз. Соответственно на американских звездно-полосатых флагах тогда было 13 звезд.
За два с лишним века, прошедших с той поры, союз расширился до 50 штатов. Америка взметнулась в небо стоэтажными небоскребами, проникла в космос, расползлась по миру своим бизнесом и гражданами. Но традиция празднования Дня независимости и связанные с ней обычаи остались теми же.
В национальный праздник города США превращаются в море звездно-полосатых сине-красно-белых флагов. Они повсюду – на всех госучреждениях и вообще на офисных зданиях, на флагштоках над частными домами, в руках участников массовых шествий и глазеющей публики.
«Клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти┘ буду соблюдать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки против всех их врагов, внешних и внутренних┘ Да поможет мне Бог», – эти слова «Присяги на верность», составленной некогда как бы с вызовом грозному Георгу III, звучат в этот день во всех городах США.
В исторических местах, связанных с эпизодами войны за независимость, при участии именитых американцев проходят церемонии приема иммигрантов в американское гражданство. К этому моменту они уже изучили Конституцию США и Декларацию независимости, подучили английский, прошли всякие правовые проверки. Все это заняло несколько лет. Ритуал проводят в торжественной атмосфере и очень прочувствованно – это часть процесса, переплавляющего людей разных этносов и культур в «единую социально-этническую общность» – американцев.
Самые массовые мероприятия проходят на городских улицах и в парках. Это парады и торжественные шествия, шумные и яркие, как карнавал или выступление цирковой труппы.
Впервые попав на празднование Дня независимости в Вашингтоне, я удивился, сколько впечатлений – и физического напряжения – создает этот праздник. Самый разгар лета в южном городе – жаркий и влажный. С раннего утра люди оставляют автомашины в переулках и потихоньку стягиваются к Моллу – полукилометровой ширины бульвару в центре города. Там по Конститьюшн-авеню, одной из главных городских магистралей, должно пройти праздничное шествие.
Людей как бы сморила духота, и лишь бойкая торговля мороженым и прохладительными напитками поддерживает их силы. Но вот раздаются встряхивающие всех грохот барабанов, завывание труб и звон медных тарелок. Приближается шествие – оркестры средних школ и пожарных команд, с мажоретками, с ряжеными диснеевскими микки-маусами и другими персонажами мультфильмов, огромными привязными аэростатами в виде тех же героев Диснея. Проезжают автоплатформы с тематическими сюжетами или победительницами конкурсов красоты: «Мисс Округ Колумбия», «Мисс Мэриленд»... Проходят, приплясывая, карнавальные группы в костюмах, напоминающих Рио-де-Жанейро. Грохочет артиллерийский салют. Над берегом Потомака, там, где палят пушки, поднимаются клубы дыма.
В День независимости орудийная стрельба – не единственный источник задымления. Гораздо больше дыма производят по всей Америке грили и очаги, в которых миллионы американцев разводят огонь для праздничного пикника. Этот вид жарки, схожий с нашим шашлыком, называют заимствованным у индейцев словом «барбекю». Только в отличие от нас американцы используют не шампуры, а разных видов решетки, которые устанавливают над огнем или углями.
Национальный праздник не связан, как День благодарения, с каким-либо конкретным блюдом. Но налицо попытки, например, украсить торт рисунком флага (в качестве красок служат клубника, голубика и белый крем). Кое-кто пытается дать блюду «патриотическое» название. Есть, например, «республиканские» жареные свиные ребрышки, ничем, правда, от обычных, нереспубликанских, не отличающиеся.
Еще одна традиция – праздничный вечерний фейерверк. В прошлом это развлечение часто приводило к пожарам, но сейчас фейерверки устраивают профессионалы, и все это выглядит как огненный спектакль. Яркие шары вспыхивают один за другим в небе над шпилем монумента Джорджу Вашингтону, памятником Линкольну и мемориалами войн – вьетнамской, корейской и Второй мировой, отражаются в специально устроенном посреди Молла бассейне. Редкое по красоте зрелище.
Такой вот День независимости в Вашингтоне – шумный, душный и дымный. И в то же время очень праздничный.