0
1793
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

Думский шут Пуришкевич

Тэги: пуришкевич


пуришкевич Таврический дворец, где заседала Дума, – свидетель эскапад лидера ультраправых.
Коллаж Михаила Митина

Жизнь Владимира Митрофановича Пуришкевича, одного из лидеров крайне правых в предреволюционной Государственной Думе, для современников походила на авантюрную фильму (или разбойничью, как тогда именовали этот жанр). Он был самой противоречивой фигурой периода «думской монархии», становления публичной политики в России.

Пуришкевич впервые заявил о себе как о политике национального масштаба на земской службе в Аккерманском уезде: спас крестьян от голода и не допустил продажи ими земли за бесценок (наладил сбор пожертвований, открыл 20 бесплатных столовых). Однако свой организаторский талант он растратил на создание партий власти – Союза русского народа и Русского народного союза имени Михаила Архангела, не способных подняться, как вынужден был констатировать сам Пуришкевич, выше «уездной колокольни», тогда как «надо на Россию глядеть с колокольни Ивана Великого».

В Думе у него была репутация «шута», «платного депутата на роли скандалиста». Он швырял с трибуны Таврического дворца в П.Н. Милюкова стаканом с водой только потому, что у лидера конституционных демократов было неподобающее – по его, Пуришкевича, разумению – выражение лица. Правнук польского аристократа декабриста А.О. Корниловича и внук кишиневского протоиерея, Пуришкевич был трибуном борьбы с инородцами и стал поэтому первым депутатом, удаленным с заседания Думы за недостойное поведение. Он покидал зал с криками: «Позор вам, а не мне! Клоака, а не Дума! Хулиганы!» Известно, что его постоянно сравнивали с Катоном Старшим: по преданию, о чем бы этот римский политик ни высказывался в сенате, всегда заключал: «Я полагаю, Карфаген должен быть разрушен», а Пуришкевич каждый раз призывал правительство покончить со «всемирным еврейско-масонским заговором».

Со страстью к думским скандалам в нем соперничала цензорская страсть. Узнав, что в Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской репетируют «Саломею» Оскара Уайльда, Пуришкевич пришел в ярость: в пьесе была представлена неканоническая версия гибели Иоанна Крестителя. Этой постановкой, получившей разрешение цензуры, театр намеревался открыть сезон 1908–1909 гг. Уже после того, как успешно прошла публичная генеральная репетиция «Саломеи» в интерпретации Н.Н. Евреинова, Святейший Синод запретил спектакль, усмотрев в нем богохульство. Пуришкевич одержал победу. Для Комиссаржевской и ее театра она имела роковые последствия. Как свидетельствует Ф.Ф. Комиссаржевский, «на постановку «Саломеи» была затрачена огромная сумма, из театрального капитала практически ничего не осталось», театр был закрыт, Вера Федоровна уехала в гастрольную поездку по провинции. В Ташкенте она заболела черной оспой и умерла...

Особые отношения были у Пуришкевича с десятой музой. Вот характерная заметка из прессы: «Петербург. Любопытный эпизод разыгрался в нашем театре «Moulin rouge». Во время демонстрирования того места картины «Блуждающая душа», где апостол Петр не допускает душу в рай, из мест для публики раздалась отборная ругань. «Это богохульство! Это издевательство над религией!» – кричал неизвестный господин. Когда явился администратор театра, неизвестный господин назвал себя членом Государственной Думы Пуришкевичем и потребовал снять картину с программы. Дирекция театра вырезала то место картины, где появляется апостол Петр. Через несколько дней местный пристав, получивший по этому поводу предписание градоначальника, подтвердил требование Пуришкевича о снятии картины».

Русская киновольница постоянно раздражала Пуришкевича. Здесь ему пришлось вступить в борьбу с Ватиканом. Тогда на отечественном кинорынке господствовали импортные картины, в основном из Франции и Италии. А Католическая Церковь всячески поддерживала «ярмарочный электрический театр» в создании картин религиозного содержания. Православная же Церковь гнушалась синематографа. В России специальным указом Святейшего Синода, впоследствии подтвержденным Министерством внутренних дел, показ на экране сюжетов из Священного Писания был запрещен.

Если в столицах империи чистоту кинонравов еще удавалось кое-как блюсти, то провинция оставалась без присмотра – Пуришкевич вынужден был во все филиалы Русского народного союза телеграфировать директивы о надзоре за репертуаром кинематографов. Членам этой организации вменялось в обязанность контролировать составление полицейских протоколов на фильмы религиозного содержания.

Тем не менее в 1916 г. в кинотеатрах разразилось немыслимое: при демонстрации официальной хроники императорского двора – возложения на себя Николаем II Георгиевского креста – публика кричала: «Царь-батюшка с Егорием, а царица-матушка с Григорием!» Когда же Пуришкевич принял участие в убийстве Распутина, Николай II сослал своих родственников-убийц, но тронуть Пуришкевича не посмел.

В годы Первой мировой войны Пуришкевич прекратил партийную работу, отказался от своего привычного стиля поведения – дебошей, скандалов, политической брани. Он самоотверженно работал на фронте уполномоченным Красного Креста, создал свой отряд – образцовый санитарный поезд.

Большевики Пуришкевича арестовали, поместили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, отдали под Петроградский революционный трибунал. Защищали его звезды дореволюционной юриспруденции – блестящие адвокаты, участники политических процессов Н.С. Таганцев и О.О. Грузенберг (друг П.Н. Милюкова). На суде Пуришкевич держался мужественно. Власть большевиков объявил нелегитимной. От помилования в обмен на обещание не бороться с большевиками отказался, но все равно декретом Петросовета от 1 мая 1918 г. был амнистирован. Пуришкевич направился на юг, к Деникину. Но никто его уже не воспринимал всерьез. В феврале 1920 г. он умер в Новороссийске от сыпного тифа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
785
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1032
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
834
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
677

Другие новости