Стивен Хокинг со своей второй женой Элайн. От любви до ненависти один шаг.
Фото Reuters
Стивен Хокинг склонился к экрану компьютера и отпечатал буква за буквой: «Не оставляйте меня с ней наедине┘». У сиделки, которая прочитала эти слова, не было сомнений, «она» – это Элайн, жена Хокинга. Похоже, что не зря бьют тревогу и дети Джейн, первой жены выдающегося английского астрофизика и космолога: по их убеждению, Элайн намеренно причиняет их отцу душевные и физические мучения.
Коллизия становится особенно интригующей, если учесть, что из своих 62-х лет жизни Стивен Хокинг около 40 лет буквально прикован к инвалидному креслу – боковой амиатрофический синдром. Ему более или менее подчиняются лишь два пальца на одной руке. Мало того, он даже говорить не может – последствия операции трахеотомии. Общается с внешним миром он через компьютерный синтезатор речи...
История стала достоянием общественности в 2000 году, когда Хокинг был частым посетителем травмопункта при местной больнице Кембриджа. Сначала это была сломанная рука, потом сломанное запястье, в третий раз он шокировал врачей глубокой раной на лице, позже его привозили с подбитым глазом и разорванной губой. Несмотря на настойчивые расспросы, профессор отказывался объяснить свои разнообразные травмы. Начатое тогда полицейское расследование заглохло.
Сегодня, когда Хокинг находится в больнице с воспалением легких, персонал не спускает с него глаз ни на минуту. А полиция и газеты начали расследование странных событий, которые происходили в последние годы в доме всемирно известного кембриджского профессора-миллионера.
Сиделки, ухаживающие за ученым, подписывали договор, в котором обязывались молчать о подробностях, но некоторые из них анонимно нарушили обещание и описали печальные сцены из жизни Хокинга.
Вот Элайн сталкивает мужа в его оборудованном по последнему слову науки и техники инвалидном кресле вниз по ступенькам и кричит: «Ну ты, тупица!»
Купание почти в кипятке или в ледяной воде – жена нарочно опускала его в ванной так низко, что вода попадала в отверстие в его шее, оставшееся после трахеотомии.
Прошлым летом Хокинг был буквально забыт под палящим солнцем в саду своего кембриджского дома. Элайн отобрала его компьютерную мышь, и он не мог никого позвать на помощь. Ожоги и солнечный удар были результатом.
Еще одна из любимых выходок миссис Хокинг – срочно вызывать сиделок ночью в супружескую спальню только для того, чтобы они увидели ее и профессора в самых интимных позах. «Думаю, таким образом Элайн показывала всем, их сексуальная связь не фиктивная», – сказала одна из свидетельниц.
Почему же сам профессор отказывается делать официальные заявления о жестоком обращении? Люди, которые хорошо его знают, объясняют это его гордостью и упрямством. Недавно он получил премию Aventis как автор, пишущий на научные темы, за очередную книгу «Вселенная в ореховой скорлупе». Мировую известность ему принесла книга «Краткая история времени», опубликованная в 1988 году.
Тогда он еще жил со своей первой женой – Джейн. Они поженились очень молодыми, родили троих детей. Болезнь, приведшая к параличу, не помешала Хокингу стать автором нескольких бестселлеров и многочисленных научных трудов. Но их 26-летний брак не был безоблачным, потому что с молчаливого согласия Стивена Джейн встречалась с другим мужчиной.
Элайн вошла в их жизнь в образе сиделки и ангела-хранителя. Ее муж-инженер сконструировал тот самый компьютерный синтезатор речи, который «говорит» за Хокинга.
С самого начала Элайн начала отгораживать его от семьи. По словам одного из друзей Хокинга, «она всячески превозносила его и буквально целовала землю под его ногами, внушая ему, что она – единственная, кто может как следует заботиться о нем». Для Джейн этот период был особенно нелегким, она описала его в своей книге «Музыка, доходящая до звезд».
Именно в это время Элайн стала сопровождать ученого в его многочисленных заграничных поездках, предоставляя ему на глазах у публики такой самоотверженный уход, что Джейн чувствовала себя ничтожной и ненужной. Однажды, позвонив домой, она услышала гневную отповедь Элайн: «Что это вы звоните? Сейчас – мое личное время со Стивеном».
В 1990 году, после нескольких лет запутанности в семейных отношениях, профессор Хокинг предложил жене развод, сообщив, что он оставляет ее ради Элайн. Через пять лет он женился на своей бывшей сиделке. Джейн тоже создала новую семью со своим давним возлюбленным.
Вскоре начались подозрительные порезы, переломы, ушибы.
Наиболее известным был инцидент двухгодичной давности, когда Стивен Хокинг готовился торжественно, с многочисленными друзьями и коллегами, отпраздновать свое 60-летие. Для него эта дата была особо значительной еще и потому, что в свое время врачи, узнав о его заболевании, обещали ему, тогда двадцатилетнему, всего несколько лет жизни.
За две недели до празднования, однако, его коляска загадочным образом врезалась в стену. Ему пришлось перенести операцию по поводу сломанного бедра, но тем не менее он присутствовал на вечере, посвященном юбилею, и даже пошутил, что «имел дискуссию со стеной и стена победила». Он даже нашел в себе силы совершить полет на воздушном шаре, специально сконструированном, чтобы принять на борт инвалидную коляску – это был подарок ко дню рождения от жены. Сейчас воздушный шар продается на аукционе┘
Незадолго до последнего Рождества дочь Хокинга Люси решила проведать отца. Войдя в дом, она обнаружила шумную, совершенно пьяную компанию во главе с хозяйкой дома. Единственным, кто не мог принять участия в этом веселье, был сам профессор Хокинг, сидевший в инвалидной коляске в углу комнаты. Было очевидно, что о нем совершенно забыли.
Несмотря на все опровержения ученого, его первая жена и дети уверены, что он стал жертвой жестокого обращения. Джейн говорит: «Ситуация даже хуже, чем можно представить. Стивен абсолютно беззащитен. Я не думаю, что он контролирует события». Она настолько переживает за его безопасность, что полагает – он не должен быть выписан из больницы до тех пор, пока ситуация не прояснится.
Еще одна из бывших сиделок готовится прилететь из-за границы, чтобы сделать заявление в полиции. После сбора фактов миссис Хокинг будет вызвана на допрос. Следователи планируют поговорить с самим профессором, когда он выйдет из больницы.
Лондон