Секрет фокусов Дэвида Копперфильда могут раскрыть даже непрофессионалы.
Фото Reuters
В середине восьмидесятых годов прошлого века многочисленные престидижитаторы, фокусники, иллюзионисты и прочие манипуляторы в глазах зрителя, казалось, были посрамлены. Таинственная фигура Дэвида Копперфильда затмила всех. Ведь когда исчезает только что стоявший на земле пассажирский поезд, а то и сама статуя Свободы - остается только развести руками и поверить в чудо. Что там заяц, которого вытаскивают за уши из цилиндра с двойным дном! Трюки Дэвида стали называть магией, а его самого, темноволосого, импозантного и невероятно загадочного, - чародеем и волшебником. И вдруг - невероятная новость: все эти годы "волшебник" водил нас за нос. Его трюки под силу даже ребенку, объявил на днях новый сайт в интернете, посвященный разоблачению Копперфильда и его "чудес". Автор и создатель сайта Тимур Абдулов объявил, что он - первый, кому удалось наконец перед всем миром сорвать с обманщика маску и продемонстрировать, что стоит за "дутыми" чудесами Копперфильда.
Например, вот как раскрывается тайна знаменитого фокуса с разрезанием девушки на множество частей. На сцене стоит вертикальная коробка, на ее лицевой стороне нарисован силуэт стоящей внутри девушки. В коробке - два отверстия для рук и ноги. Дэвид танцует некоторое время с девушкой, после чего она заходит внутрь коробки, принимая такое же положение, как на рисунке, и в отверстиях появляются ее руки и стопа. Затем Дэвид переворачивает коробку в горизонтальное положение и "разрезает" ее на девять частей специальными пластинами. При этом руки и нога все еще видны┘ Затем он раздвигает части коробки в разные стороны, а части тела при этом не только видны, но и шевелятся!
Оказывается, обман в этом холодящем душу трюке начинается с того момента, как девушка заходит внутрь коробки. Дело в том, что лишь одна из выглядывающих рук - настоящая, а вторая рука и нога - так сказать, муляжи. Когда фокусник переворачивает коробку, задача ассистентки - ловко и быстро улечься на узенькое второе дно коробки, при этом развернувшись так, чтобы настоящая рука продолжала торчать из отверстия. При известной гибкости такое вполне возможно, хотя, конечно, лежать скрючившись в столь неудобной позе не очень-то приятно. Потом Дэвид возвращает коробку в прежнее положение, сдвигает ее части, и девушка выходит наружу, улыбаясь как ни в чем не бывало. "В этом фокусе аплодировать нужно именно ей, гибкой красавице, а вовсе не нашему "магу", - подытоживает Тимур Абдулов.
Камня на камне не остается и от знаменитого фокуса с движущимся лифтом, когда внутри кабины исчезает, а затем как будто с неба появляется, как ангел или демон, наш великий иллюзионист собственной персоной. Трюк тот же, что и раньше: под лифтом расположено пусть узкое, но способное вместить человека второе дно. Дэвид не исчезает, а лишь временно туда прячется. Аппарат проецирует на двери лифта его силуэт, затем двери лифта открываются - а его там уже нет. Ах! - замирает зал. Проектор тем временем демонстрирует силуэт так, будто он летит по небу, а затем опускается в кабину. В этот момент Дэвид вылезает из-под пола, принимает позу, подобную проекции... И двери открываются. Чародей опять в лифте!
"Основная часть "новых" фокусов и номеров Дэвида Копперфильда - это хорошо забытые старые или же те, что можно и сейчас увидеть в цирках многих стран мира, - сказал нам знаменитый манипулятор Амаяк Акопян. - В расшифровке трюков Копперфильда я не вижу для себя ничего принципиально нового. Все они действительно достаточно просты. Все слухи о заклятиях и порчах - сущая чепуха. Просто "упаковка" у Дэвида ярче, да и рекламы побольше. Вот и весь фокус".
По словам Амаяка, у Копперфильда нет ни одного фокуса, который он не видел бы "насквозь". Вот один из них.
В центре сцены стоит автомобиль. Его накрывают огромным непрозрачным платком. Затем он незаметно для глаз зрителя опускается в специальную яму, а под платком оказывается хитрый складной каркас, имеющий форму прежнего автомобиля. И когда "авто" на тонких тросах и цепях начинает подниматься в воздух, маэстро эффектным движением сдергивает платок. Под ним - ничего, потому как машины там действительно давно нет, а каркаса из тончайших металлических прутьев на фоне черных кулис не видно.
"Дематериализовать" на глазах у тысяч зрителей можно что угодно, были бы фантазия да нужные технические средства (нередко очень дорогостоящие). Поезд и вертолет со сцены исчезают без всяких ям, потому что они┘ надувные. Кстати, в одном из российских центров, где сооружают надувные конструкции любых форм, нам предложили изготовить такой паровоз, практически неотличимый от настоящего, за 50-70 тысяч долларов. В Америке, где подобная штука стоила бы в два-три раза дороже, деньги все равно окупаются уже через три спектакля. Ведь Дэвид выступает в многотысячных залах, где самый дешевый билет стоит около пятисот долларов. Пожалуй, это и есть главный фокус маэстро┘
"Самые эффектные фокусы Дэвида, такие, как, например, исчезающая статуя Свободы, возможны лишь при телевизионной съемке, - говорит Акопян. - Ассистенты деланно восхищаются "чудесами", которых на самом деле не происходит - смещаются лишь ракурсы съемки. А "вживую", с настоящими зрителями, это не пройдет. С "полетами" - система другая. Невидимые капроновые нити позволяют парить над сценой не только цветку или трости, но и самому "магу".
Так что же это получается: любые фокусы можно легко разгадать и при желании повторить? Не значит ли это, что сам жанр "ловкости рук" без "всякого мошенства" вырождается?
"Тонкое ремесло настоящих манипуляторов, которые работают в лучшем случае с одним-двумя помощниками и каждый день, как пианисты, по много часов тренируют руки, становится товаром штучным, - печально констатирует наш собеседник. - На первый план выходят "фокусники", которые возят с собой эшелоны оборудования и армию технического персонала, целые заводы и команды операторов. Увы, уходит в историю почти ювелирное искусство фокуса, где каждый номер уникален и неповторим, а разгадать его технику сложно даже профессионалу. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что сам Дэвид никогда не называл себя волшебником и во всех интервью открыто заявлял, что все это - только фокусы".