0
1372
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.03.2003 00:00:00

Феминизм - дело государственное

Тэги: индия, феминизм, 8 марта


Индийские женщины, как и российские, традиционно готовятся отметить 8 Марта, только в "самой большой демократии мира" этот праздник гораздо более политизирован. Это объясняется, в частности, активной деятельностью таких организаций, как делийский Центр развития женщин. Сразу оговорюсь, что речь идет не о пространных трактатах, разоблачающих "мужской шовинизм", в создании которых поднаторели теоретики женского движения в США. Индийские феминистки на солидной научной базе, регулярно получая правительственные гранты, готовят полноценные образовательные программы по "всемирной истории феминизма" для колледжей по всей стране. Главной же "кузницей кадров" этого движения является Бомбейский женский университет с аспирантурой и научно-исследовательским департаментом.

Движение за женское равноправие в "стране махараджей и заклинателей змей", как нередко называют Индию, по праву считается одним из самых активных в мире. Зарождалось оно очень своеобразно: например, в 30-е гг. прошлого века индийские женщины создали "Армию обезьян" (в древности, по индуистской мифологии, обезьяны объединились в помощь богу Раме в борьбе со злым демоном Раваной), детско-подростковую организацию, помогавшую взрослым в ненасильственной борьбе против британского владычества. Так, в городе Аллахабаде 13-летняя Индира Ганди объединила в "армейское подразделение" шесть тысяч детей: они распространяли запрещенную литературу, шили флаги с национальной символикой и помогали укрывать подпольщиков. Позже, в 1940-е гг., в разных политических партиях стали создаваться женские отделы, и на сегодня у каждой из них есть своя женская организация.

"Вы можете изменить лицо страны, когда поймете свою собственную природу, свои возможности и предназначение, и правильно будете использовать ту огромную силу, которой вас наделил Бог", - говорил индийским женщинам Махатма Ганди. Невольно возникают аллюзии с одним из главных гонителей легендарного Учителя, Уинстоном Черчиллем, которого в бытность министром внутренних дел Соединенного Королевства на лондонских улицах преследовали суфражистки - за категорическое несогласие с предоставлением женщинам избирательных прав.

Прошли десятилетия, романтика освободительной борьбы давно осталась в прошлом, но сложившиеся веками стереотипы патриархального общества по-прежнему преодолеть нелегко. Необходимость перемен осознают и наиболее убежденные традиционалисты. В своих предвыборных выступлениях лидер консервативной "Бхаратия джаната парти" нынешний премьер Атал Бихари Ваджпаи признавал, что "женщины по-прежнему страдают от угнетения, хотя Конституция предоставила им равные права во всех сферах жизни".

Заметим, что Индия отличается особой активностью избирателей - обычно в голосовании принимает участие 60-70% электората, а 44% всех зарегистрированных выборщиков составляют именно женщины. Так что индийские политики не могут не учитывать интересы слабого пола. Семь лет назад в парламенте был подготовлен законопроект, в соответствии с которым женщинам предоставлялась квота на 33% мест в федеральном и местных законодательных собраниях. При обсуждении законопроекта все политические партии выступили в его поддержку, однако в последний момент под давлением консервативных религиозных кругов его направили на доработку. Это вызвало кампанию протестов со стороны женщин-депутатов, различных феминистских организаций, включая самую массовую из них - Всеиндийскую федерацию женщин. В такой ситуации в целом против законопроекта не выступил ни один из депутатов парламента, а сегодня левые фракции вновь выдвигают его на утверждение. Особенно активной поддержкой он пользуется в штатах Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш и Раджастхан, где почти половина женщин, избранных в органы местного самоуправления - панчаяты, - ранее принадлежали к касте неприкасаемых, более 40% из них - выходцы из бедных семей, т.е. это те, за кого в первую очередь голосует "протестный электорат" (по российской терминологии).

Однако в индуистских догматах социальный статус женщины сформулирован весьма определенно - это супруга и мать, не более того. Согласно "Законам Ману", одному из наиболее авторитетных для ортодоксов перечню религиозных предписаний, женщины не могут даже самостоятельно изучать священные Веды, "для жены не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста: в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе". Жена часто ассоциируется с плодородным полем (кшетрой); прелюбодеяние есть ущерб, нанесенный владельцу кшетры, т.е. мужу, и за супружескую измену жену следует наказывать как за воровство. Кроме того, в сборниках правил поведения (дхармах) можно наткнуться на утверждения, что женскому естеству свойственны зловредность, лживость, сладострастность, легкомыслие и т.п. (хотя на других страницах тех же текстов говорится о женщине как воплощении божественных качеств).

Индуисты-реформаторы смотрят на все это иначе. Главным считается не слепое следование древним текстам, а способность человека рассуждать. Еще в ХIХ веке один из основателей реформистского индуизма Раммохан Рой призывал избавиться от "извращенных понятий о нравственности", наиболее ярко проявляющихся в оправдании таких бесчеловечных обычаев, как сати (самосожжение молодых вдов), детские браки, храмовая проституция, запрещение повторного замужества вдов и пр. На это же делал упор и Махатма Ганди, заявлявший, что "нельзя рассматривать все то, что содержится в священных сочинениях, как слово Бога, или боговдохновенное слово".

Сами за себя говорят и народные традиции, например связанные с сари - национальным женским костюмом. Это полотно размером от 4-5 (для девушек) до 7-8 метров (для женщин), украшенное красивыми орнаментами, часто вышитыми золотой или серебряной нитью. Хлопок или шелк для сари ткут обязательно мужчины, так как через их пальцы, согласно древним преданиям, ткань пропитывается энергией любви и желанием дать счастье женщине, которая наденет на себя эту волшебную одежду. Такая традиция никак не сходится с дхармическим тезисом об изначальной женской "зловредности". Кстати, особая роль сари отводится на свадьбах. Жрец привязывает его уголок к шарфу, свисающему с плеча жениха, и семь раз обводит новобрачных вокруг жертвенного огня, читая заклинания-мантры, которые должны соединить молодоженов неразрывными узами.

За последние годы женское движение добилось многого, под его влиянием государство отказалось от прежнего подхода к планированию семьи, который казался незыблемым еще лет двадцать назад, во времена правления Индиры Ганди. Тогда акцент делался на сокращении рождаемости, применении противозачаточных средств, причем правительство даже прибегало к принудительной стерилизации мужчин (считается, что организатором подобных акций был Санджай Ганди, младший сын Индиры, пользовавшийся большим влиянием на мать).

Но с середины 90-х годов в качестве главного условия планирования семьи рассматривается соблюдение конституционных прав женщин, повышение их образовательного уровня, сокращение числа профессиональных домохозяек и вовлечение женщин в самые разные сферы общественной и хозяйственной жизни страны.

Дели-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
986
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1631
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1458
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2752

Другие новости