0
1006
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.12.2002 00:00:00

Первенец московско-русского модерна

Тэги: политехнический музей, юбилей


Вторая треть правления Александра II была отмечена рождением в обществе социального оптимизма. Только что отмененное крепостное право, буржуазные реформы (земская, судебная, военная) породили надежды, открыли новые возможности. Передовой общественности удавалось заявлять гуманитарные идеи, объединяя силы на их воплощение. В частности, основанное в 1864 году Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии в конце 1860-х выступило с идеей образования в Москве центра распространения знаний о природе, физиологии, технике. Идея была поддержана представителями московского правительства, промышленных кругов, в том числе и царской фамилией.

Инициативная группа работала очень умно, все было продумано до мелочей. Почетным председателем комитета для устройства в Москве музея прикладных знаний стал Великий князь Константин Николаевич, брат императора. Общественности была представлена концепция. Для демонстрации технической мощи и сбора экспонатов для будущего музея было решено устроить Политехническую выставку в Москве и посвятить ее 200-летию императора Петра I. Историки утверждают, что более грандиозного научно-технического мероприятия в Москве с той поры и не бывало.

Политехническая выставка открылась в мае 1872 года. Вокруг Кремля - в Александровском саду, на набережной Москвы-реки, проезде Красной площади и самой Красной площади были выстроены павильоны, в которых разместилось 26 отделов, собравших все научные достижения. Самым крупным был технический. В него вошли механический, технологический, химический, горно-заводской, мануфактурный подразделы. Отделы по естественным наукам включали прикладную физику и зоологию. Были почтовый, морской и военный отделы. Нашлось место и для весьма экзотических направлений - охоты, кустарной промышленности. Из 10 тысяч представленных экспонатов 2 тысячи прибыли из-за границы. Поэтому выставка стала еще и крупнейшей международной.

Специально к открытию была построена конно-рельсовая дорога, а Петр Ильич Чайковский написал кантату. Ежедневно выходил вестник Политехнической выставки. Экспозицию посетили более 850 тысяч человек - больше, чем население Москвы того времени.

После закрытия выставки экспонаты были перевезены в дом Степанова на Пречистенке. Это первый адрес музея. Все коллекции были преобразованы в 13 крупных отделов, которые и легли в основу Политехнического музея.

Интересна была и схема управления. Все руководство осуществлял Комитет по устройству музея, куда входили ученые, представители общественности, и только после революции из самоуправляемого учреждения он стал государственным.

Все дореволюционные годы музей содержался в основном за счет пожертвований, которые направлялись на приобретение тематических коллекций. Сразу 45 тысяч пожертвовали братья Малютины - владельцы Раменской подмосковной мануфактуры. Князь Голицын дал 15 тысяч на организацию горно-заводского отдела.

Стремительно развивались не только наука и техника, но и сознание людей, и интерес крупных промышленников состоял, вероятно, в желании содействовать распространению знаний. Но не только эти мотивы лежали в основе благотворительности. Тысячами после отмены крепостного права безграмотные крестьяне покидали деревни и приходили в города. В первую очередь хозяева хотели обезопасить свое производство и избежать несчастий путем внедрения основ техники безопасности. Немаловажным стало и желание популяризировать свое дело.

В музей была символическая входная плата. К примеру, в 1907 году на счета музея поступило 37 с половиной тысяч рублей, а сбор с посетителей составил 357 рублей 45 копеек. Два дня в неделю были бесплатными для посещений, в том числе воскресенье. И именно тогда у дверей музея выстраивалась очередь - в единственный выходной день рабочие приходили сюда артелями.

Популярности Политехнического способствовало место расположения. Московская Дума выделила участок земли в центре города бесплатно, а Российское правительство - 500 тысяч рублей на строительство здания. Конкурс выиграл проект архитектора Монигетти. Однако строительство затянулось на 30 лет и проект немного видоизменился. Центральная часть (она существует и сейчас) была построена в 1877 году. Туда и переехали коллекции. Вторую очередь комплекса возводил уже архитектор Шохин. Подрядчики строили здание музея, а потом имели возможность 10-15 лет сдавать в аренду часть площадей, чтобы окупить затраты. Третий этаж в новых помещениях занял музей. Сдавались подвал, 1-й и 2-й этажи. Внизу расположились магазины, чуть выше - конторы, в подвале - склады. Именно поэтому первоначальный проект пришлось немного изменить - форма и размер окон в новом корпусе отличаются от основного здания и проекта, они уже стали витринами.

Возведение третьего, аудиторного корпуса закончилось в 1906 году. Политехнический стал первым зданием, открывшим новый архитектурный стиль - московско-русский модерн. Потом появились знаменитые здания Исторического музея и ГУМа.

Именно в Политехническом появилась самая большая в Москве аудитория, рассчитанная на 1000 мест. Были там и малые. В аудиториях Политехнического читали лекции Тимирязев, Попов, Яблочков, Столетов, Жуковский, Лебедев, Вернадский. Музей быстро стал центром и культуры, и общественной жизни. Здесь в начале прошлого века проводили свои собрания многие общественные организации, политические партии. В традицию вошли музыкальные и литературные вечера. Выступали Луначарский, Маяковский, Волошин, Репин, Куприн, играл Рахманинов. Из Политехнического в 60-е уже прошлого века вышли Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина.

После революции музей стал государственным, принадлежал Наркомпросу и деньги получал от государства, которых, кстати, и по сей день не хватает. Политехнический с годами перестал быть просто просветительским центром, превратился в выставку достижений народного хозяйства, идеологизировался и стал представлять наши достижения в индустриализации и коллективизации. Апофеозом в демонстрации перспектив могущества социалистической державы была выставка наших достижений 1934 года, посвященная XVII съезду партии. Политическая акция удалась, и все поняли, что в Москве надо создавать нечто, что стало бы центром идеологической работы в области техники. Через некоторое время была создана ВДНХ, которая поначалу прославляла только сельское хозяйство. В послевоенные годы функции прославления промышленности из музея перешли туда окончательно, а сам музей больше занимался историей науки и техники, просветительской деятельностью. В 1947 году было создано общество "Знание", и музей был благополучно ему передан.

В свое время было негласное правило - каждое предприятие должно было присылать в музей новейшие образцы производства, будь то автомобиль или радиола. И даже самое последнее изобретение, попадая в эти знаменитые стены, в ту же минуту становилось историей, музейным экспонатом.

В канун 130-летия Политехнического музея сотрудники вспоминают, что 100-летие в 1972 году праздновалось в Колонном зале. Был указ Верховного Совета, согласно которому музею был вручен орден Трудового Красного Знамени. Более грандиозного юбилея никто не помнит. Нынешний праздник пройдет, как говорят, очень скромно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1291
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
915
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
441
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
617

Другие новости