0
1336
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.08.2002 00:00:00

Разве Родина и государство одно и то же?

Тэги: медведева, лимонов, экстремизм


Время от времени меня приглашают в телепрограммы, о которых я, собственно, понятия не имею - у меня вот уже несколько лет нет телевизора. Сознательно уже нет. Мое же участие в телешоу - как атавизм и инертное повиновение "закону", по которому ежели вас нет в "ящике", то вас вообще нет. Хотя я точно знаю, что "картинка" забирает 50% внимания. То есть слова остаются за кадром. Да и сказать что-либо у вас никогда нет времени. В массе своей все ток-шоу строятся по западным схемам, где время - деньги. И ведущие предпочли бы проводить с гостями блиц-опрос. Дабы укладываться в формат и поспевать к рекламным блокам.

Программы с риторическим вопросом: "Влияет ли на Россию американская культура?" - абсурдны уже хотя бы потому, что их ведущие - Савик Шустер, Владимир Познер - фактически сами представители той культуры. Культуры, которую не смущает, что беседу с Далай-ламой будет разбивать блок из реклам, предлагающих новые прокладки, пиво, фотопленку, лосьон для интимного женского душа, опять пиво┘Тем более что местные рекламы женских гигиенических средств чрезвычайно дотошны - видимо, из-за устойчивого представления о российском невежестве.

Передвигаясь по городу на наземном транспорте, вы неизбежно натыкаетесь глазами на рекламные щиты, ну и, соответственно, призывы-лозунги на них. Жизненная философия, построенная на лозунге "Есть вещи, ради которых стоит жить!", наверное, порочна. Из-за слова "вещи". Это я помню еще из советского детства. Но как стало известно мне уже в мою американскую юность, "вещи", а следовательно, и потребительство, презирались и на Западе. Не худшими его представителями: поэтами-писателями, музыкантами, художниками, ну и философами. И список их далеко не сводится к тому, что недавно представлен г-ном Пироговым в еженедельном приложении "НГ Ex libris": Ф.Дик, Макларен, Мейер, Бодрийяр┘ Сорокин (чего?!). У всех уже определился свой набор из "шестидесятников"...

Все эти последователи битников - дети цветов, бунтари шестидесятых - либо уже умерли, либо┘ "переодели пиджаки", как пел Жак Дютронк ("Je change la veste!"). Яркий пример тому - Йошка Фишер и фото его в 68-м году, что ли, на котором он запечатлен бьющим полицейского во время студенческих демонстраций. Кон Бендит - рыжий бунтарь Сорбонны 68-го - заседал даже в Европейском парламенте. Да и сам Клинтон был на стороне антивоенных митингов времен войны с Вьетнамом, уклонился от службы, другими словами.

Какими только идеями они ни увлекались в юности и как только их ни выражали! Будь то в драке с блюстителями порядка, в рок-музыке, наркотиках, психоделике, маоизме и ситуационизме и "марксизме без берегов" (антисоветизм и антимаоизм!) и вообще: "Наши идеи есть уже в голове у каждого". В конце концов все они оказались "структуралистами" - именно эти парни, ставшие дяденьками, создали невероятное множество структур по контролю за населением.

Правда, представитель отечественных "оттепельщиков", наверное, не сможет сформулировать "идеологию" своей юности-молодости. Кроме как назвать ее борьбой с государством. Несмотря на приблизительно одно и то же время происходящих событий, вряд ли можно найти точки соприкосновения у западных бунтарей и наших. Наши были за "шестидневную" войну, наши были за Пиночета (письмо Сахарова), и за присутствие американцев во Вьетнаме, и за "вещизм" (ранние рассказы Аксенова остались в памяти сплошь описанием джинсов-выпивки-фирменных сигарет и т.п.) И наши были за этот знак равенства, поставленный между СССР и ГУЛАГом Солженицыным, ну и вслед за ним Западом и всеми мало-мальски умеющими читать-писать. (Распространенная на Западе граффити - USSR=GULAG!) А может, мы просто не знаем ни о каких других проявлениях? (Опускаю Горбаневскую на Красной площади.)

Сегодня стало очень модно - и, как видно, полезно - не афишировать своих взглядов. Особенно, если они расходятся с┘ вот, как сказать? С общепринятыми? С официальными? С государственными? Но отечественная мыслящая прослойка населения вообще-то всегда была настроена антигосударственно. Начиная с Пушкина, который "наше все" (то, что Пушкин к концу жизни стал придерживаться проимперских взглядов, не очень как-то и помнится) вплоть до наших дней. То есть дней уже вчерашних. Потому что сегодня все ваши сомнения могут быть поняты кем-то буквально и, соответственно, названы экстремизмом. А какая разница между радикалом и экстремистом? Вообще-то мне, близкой к музыке, всегда казалось, что лучшие представители рока (и отечественного в том числе) всегда балансировали на грани, если не сказать прямо - были экстремистами и радикалами, выступали против и вносили живую струю в жизнь обывателя-буржуа. И поэты - с ними!

"Уклонение от уплаты налогов - преступление перед Родиной!" - висело, а может, и сейчас висит над Ленинградским проспектом. Разве Родина и государство одно и то же? Как это можно заплатить Родине? За Родину погибали, отдавали свои жизни┘ Разве нет какой-то неправильности в том, чтобы объединять эти понятия? И даже чего-то отвратительного. Платить налоги┘ погибать за Родину - это что, одно и то же?! И если да, то не является ли преступлением со стороны государства-Родины - уж коль так это однозначно! - несвоевременная выплата зарплат и пенсий ее гражданам?! Или то, что они (граждане) валяются на улицах без дома, без работы, ну и без средств, разумеется┘

"Ведь я этого достойна!" - Мила Йович в рекламе губной помады. "Ведь она этого достойна!" - хозяин собаки в рекламе корма. "Вы этого достойны!" - голос за кадром в рекламе страховой компании. Речь о достоинстве возникла, видимо, в связи с переводом текста на русский язык. И здесь явный недочет. В русском языке о достоинстве говорят крайне редко и то, пожалуй, в связи с судопроизводством или в связи с войной. На таком вот бытовом уровне - косметика, собачья еда - слово "достоинство" не применяется┘ опять хотела сказать "в русском языке", но надо, по всей вероятности, говорить о мышлении, менталитете. "Достойно встретили рабочие сталелитейного завода призыв съезда ЦК КПСС┘" - вполне уместно царит в памяти поколения бабушек-дедушек (которые, между прочим, смотрят ТВ целыми днями). Или "оценить по достоинству труд гражданского населения во время войны┘", или "с достоинством отметили День Великой Победы ┘". Это все какие-то уважительные дела. Отсюда и отношение к слову "достоинство". И поэтому оно кажется нелепым в связи, опять же, с косметикой. Уж лучше сказать: я это заслуживаю. Или - мне это к лицу. А то получается, что у Милы Йович какое-то необычайное достоинство. Скорее всего задействовано именно "I deserve it!" Но сказать по-русски "я это заслуживаю" тоже опасно.

Последний раз я была приглашена на ТВ в программу, посвященную хамству. Насколько я поняла, в эфир передача должна пойти в 22 часа, то есть - это не детская передача и речь не должна была идти о "спасибо-извините"┘ Тем не менее единственно взрослое, что мне удалось ляпнуть, вылилось в странную формулу - "экстремизм-порнография-хамство┘" А на самом-то деле все наоборот! Если вы хам, то неизбежно станете порнографом и придете к экстремизму! Так, да? (В эфир, как я убедилась, посмотрев программу, этого не включили.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
512
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2234
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1466
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости