Время от времени меня приглашают в телепрограммы, о которых я, собственно, понятия не имею - у меня вот уже несколько лет нет телевизора. Сознательно уже нет. Мое же участие в телешоу - как атавизм и инертное повиновение "закону", по которому ежели вас нет в "ящике", то вас вообще нет. Хотя я точно знаю, что "картинка" забирает 50% внимания. То есть слова остаются за кадром. Да и сказать что-либо у вас никогда нет времени. В массе своей все ток-шоу строятся по западным схемам, где время - деньги. И ведущие предпочли бы проводить с гостями блиц-опрос. Дабы укладываться в формат и поспевать к рекламным блокам.
Программы с риторическим вопросом: "Влияет ли на Россию американская культура?" - абсурдны уже хотя бы потому, что их ведущие - Савик Шустер, Владимир Познер - фактически сами представители той культуры. Культуры, которую не смущает, что беседу с Далай-ламой будет разбивать блок из реклам, предлагающих новые прокладки, пиво, фотопленку, лосьон для интимного женского душа, опять пиво┘Тем более что местные рекламы женских гигиенических средств чрезвычайно дотошны - видимо, из-за устойчивого представления о российском невежестве.
Передвигаясь по городу на наземном транспорте, вы неизбежно натыкаетесь глазами на рекламные щиты, ну и, соответственно, призывы-лозунги на них. Жизненная философия, построенная на лозунге "Есть вещи, ради которых стоит жить!", наверное, порочна. Из-за слова "вещи". Это я помню еще из советского детства. Но как стало известно мне уже в мою американскую юность, "вещи", а следовательно, и потребительство, презирались и на Западе. Не худшими его представителями: поэтами-писателями, музыкантами, художниками, ну и философами. И список их далеко не сводится к тому, что недавно представлен г-ном Пироговым в еженедельном приложении "НГ Ex libris": Ф.Дик, Макларен, Мейер, Бодрийяр┘ Сорокин (чего?!). У всех уже определился свой набор из "шестидесятников"...
Все эти последователи битников - дети цветов, бунтари шестидесятых - либо уже умерли, либо┘ "переодели пиджаки", как пел Жак Дютронк ("Je change la veste!"). Яркий пример тому - Йошка Фишер и фото его в 68-м году, что ли, на котором он запечатлен бьющим полицейского во время студенческих демонстраций. Кон Бендит - рыжий бунтарь Сорбонны 68-го - заседал даже в Европейском парламенте. Да и сам Клинтон был на стороне антивоенных митингов времен войны с Вьетнамом, уклонился от службы, другими словами.
Какими только идеями они ни увлекались в юности и как только их ни выражали! Будь то в драке с блюстителями порядка, в рок-музыке, наркотиках, психоделике, маоизме и ситуационизме и "марксизме без берегов" (антисоветизм и антимаоизм!) и вообще: "Наши идеи есть уже в голове у каждого". В конце концов все они оказались "структуралистами" - именно эти парни, ставшие дяденьками, создали невероятное множество структур по контролю за населением.
Правда, представитель отечественных "оттепельщиков", наверное, не сможет сформулировать "идеологию" своей юности-молодости. Кроме как назвать ее борьбой с государством. Несмотря на приблизительно одно и то же время происходящих событий, вряд ли можно найти точки соприкосновения у западных бунтарей и наших. Наши были за "шестидневную" войну, наши были за Пиночета (письмо Сахарова), и за присутствие американцев во Вьетнаме, и за "вещизм" (ранние рассказы Аксенова остались в памяти сплошь описанием джинсов-выпивки-фирменных сигарет и т.п.) И наши были за этот знак равенства, поставленный между СССР и ГУЛАГом Солженицыным, ну и вслед за ним Западом и всеми мало-мальски умеющими читать-писать. (Распространенная на Западе граффити - USSR=GULAG!) А может, мы просто не знаем ни о каких других проявлениях? (Опускаю Горбаневскую на Красной площади.)
Сегодня стало очень модно - и, как видно, полезно - не афишировать своих взглядов. Особенно, если они расходятся с┘ вот, как сказать? С общепринятыми? С официальными? С государственными? Но отечественная мыслящая прослойка населения вообще-то всегда была настроена антигосударственно. Начиная с Пушкина, который "наше все" (то, что Пушкин к концу жизни стал придерживаться проимперских взглядов, не очень как-то и помнится) вплоть до наших дней. То есть дней уже вчерашних. Потому что сегодня все ваши сомнения могут быть поняты кем-то буквально и, соответственно, названы экстремизмом. А какая разница между радикалом и экстремистом? Вообще-то мне, близкой к музыке, всегда казалось, что лучшие представители рока (и отечественного в том числе) всегда балансировали на грани, если не сказать прямо - были экстремистами и радикалами, выступали против и вносили живую струю в жизнь обывателя-буржуа. И поэты - с ними!
"Уклонение от уплаты налогов - преступление перед Родиной!" - висело, а может, и сейчас висит над Ленинградским проспектом. Разве Родина и государство одно и то же? Как это можно заплатить Родине? За Родину погибали, отдавали свои жизни┘ Разве нет какой-то неправильности в том, чтобы объединять эти понятия? И даже чего-то отвратительного. Платить налоги┘ погибать за Родину - это что, одно и то же?! И если да, то не является ли преступлением со стороны государства-Родины - уж коль так это однозначно! - несвоевременная выплата зарплат и пенсий ее гражданам?! Или то, что они (граждане) валяются на улицах без дома, без работы, ну и без средств, разумеется┘
"Ведь я этого достойна!" - Мила Йович в рекламе губной помады. "Ведь она этого достойна!" - хозяин собаки в рекламе корма. "Вы этого достойны!" - голос за кадром в рекламе страховой компании. Речь о достоинстве возникла, видимо, в связи с переводом текста на русский язык. И здесь явный недочет. В русском языке о достоинстве говорят крайне редко и то, пожалуй, в связи с судопроизводством или в связи с войной. На таком вот бытовом уровне - косметика, собачья еда - слово "достоинство" не применяется┘ опять хотела сказать "в русском языке", но надо, по всей вероятности, говорить о мышлении, менталитете. "Достойно встретили рабочие сталелитейного завода призыв съезда ЦК КПСС┘" - вполне уместно царит в памяти поколения бабушек-дедушек (которые, между прочим, смотрят ТВ целыми днями). Или "оценить по достоинству труд гражданского населения во время войны┘", или "с достоинством отметили День Великой Победы ┘". Это все какие-то уважительные дела. Отсюда и отношение к слову "достоинство". И поэтому оно кажется нелепым в связи, опять же, с косметикой. Уж лучше сказать: я это заслуживаю. Или - мне это к лицу. А то получается, что у Милы Йович какое-то необычайное достоинство. Скорее всего задействовано именно "I deserve it!" Но сказать по-русски "я это заслуживаю" тоже опасно.
Последний раз я была приглашена на ТВ в программу, посвященную хамству. Насколько я поняла, в эфир передача должна пойти в 22 часа, то есть - это не детская передача и речь не должна была идти о "спасибо-извините"┘ Тем не менее единственно взрослое, что мне удалось ляпнуть, вылилось в странную формулу - "экстремизм-порнография-хамство┘" А на самом-то деле все наоборот! Если вы хам, то неизбежно станете порнографом и придете к экстремизму! Так, да? (В эфир, как я убедилась, посмотрев программу, этого не включили.)