Умер Лобановский. Когда уходят такие люди, обычно говорят, что вместе с ними уходит "целая эпоха". Эпоха Лобановского никуда не денется. Она останется с украинским, с европейским, с нашим футболом. Потому что созданный им киевский футбол - это открытие, а открытия, как объективные мировые законы, не исчезают. Футбол Лобановского - это памятник, который он еще очень давно поставил сам себе.
То, что Валерий Васильевич плох, в последнее время было очевидно. Приехав в Москву на последний Кубок Содружества, он почти весь турнир пролежал больным. И вот - печальная развязка. Далеко не старый еще человек - ему было 63 года - тренер киевского "Динамо" скончался вечером 13 мая в Запорожском центре экстремальной медицины и скорой помощи.
Ему стало плохо 7 мая во время матча с местным "Металлургом". Диагноз - острое нарушение мозгового кровообращения на фоне гипертонического криза. К постели больного бросились светила украинской медицины, и в связи с повторным кровоизлиянием в мозг 11 мая доктор медицинских наук нейрохирург Леонид Яковенко прооперировал Лобановского. Через два дня он умер.
Завтра Валерия Васильевича похоронят на Байковом кладбище в Киеве. Столица Украины в трауре: никто в стране - ни политик, ни спортсмен, ни артист - не пользовался такой ошеломляющей популярностью. Похороны Лобановского готовятся на государственном уровне. Свои соболезнования прислал президент России Владимир Путин.
Обычно из выдающегося спортсмена не получается выдающийся тренер - выходит или "нормальный", или никакой. И наоборот, чаще всего самые лучшие тренеры - это несостоявшиеся чемпионы. Феномен Лобановского в том, что в мэтры-тренеры он вышел из мэтров-игроков. Легендой мирового футбола стал его коронный "сухой лист": изобретенный им же прием редкой сложности и изящества - совершенно в бразильском духе. Лобановский забивал голы с углового: мяч по крутой траектории опускался за спиной вратаря под перекладину. Прием назвали "сухим листом" - таким прихотливым казался полет мяча. Этого не умел никто. Валерия подстраховывал мастер верховых атак Олег Базилевич, который мог подправить мяч в прыжке головой. Так, вдвоем, они одержали много побед.
Выступая за киевское "Динамо", немного за одесский "Черноморец" и донецкий "Шахтер", Лобановский как игрок провел в чемпионатах СССР 258 матчей, забил 71 мяч. Он чемпион СССР 1961 года, серебряный призер 1960 года, обладатель Кубка СССР 1964 года. Несколько раз сыграл за сборную и олимпийскую сборную страны, забив один гол. Как тренер Лобановский успел поработать и в днепропетровском "Днепре", и в сборных ОАЭ и Кувейта. Но всякий раз возвращался в "Динамо". С ним киевляне выиграли 8 чемпионатов и 6 Кубков СССР, 2 Кубка обладателей Кубков Европы, 5 чемпионатов и 3 Кубка Украины. Отдельно в этом триумфальном списке стоит Суперкубок УЕФА 1975 года, когда в двух матчах киевляне обыграли мощнейшую германскую "Баварию" и стали самым сильным клубом Европы. В том же году Валерий Лобановский был признан лучшим в мире футбольным тренером.
Много лет Лобановский руководил сборной СССР. При нем наша команда заняла 2-е место на чемпионате Европы 1988 года и 3-е место на Олимпиаде 1976-го. Это почти всегда была команда, состоявшая из полевых игроков киевского "Динамо" и вратаря из московского "Спартака" (спартаковская вратарская школа традиционно считалась лучшей). Многим это не нравилось: в других клубах было достаточно высококлассных игроков. Но Лобановский всегда жестко держал собственную линию. Он вообще был очень жестким человеком в работе. Об изнурительных тренировках киевлян в спортивных кулуарах говорили как о чем-то нечеловеческом. Но цель оправдывала средства: киевляне побеждали, а их легендарный лидер, стремительный, как ракета, Олег Блохин становился лучшим игроком Европы.
Мощь киевского "Динамо" особенно ярко смотрелась на фоне филигранной игры московского "Спартака". Спартаковцы Константина Бескова противопоставляли своим извечным оппонентам фирменные "стеночки", "кружева" и распасовочки чуть ли не во вратарской площадке, элегантно закатывая мяч в ворота противника. И пропускали в свои ворота пушечные выстрелы со средних и дальних дистанций. Поединок двух этих стилей, двух школ был сутью советского футбола и его украшением. В этом поединке рождались новые игровые направления - так появилась красивая школа тбилисского футбола, блестящий синтез напора киевлян и виртуозности спартаковцев.
Футбол меняется. Имена остаются.