0
869
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.04.2002 00:00:00

Сегодня бал. А завтра война

Тэги: кинематография, кино, михалков, премия, ника


По случаю объявления номинантов Национальной кинематографической премии "Ника" за 2001 год в пятницу состоялся роскошный торжественный обед. Обошлось без творческих дискуссий. Зато политические заявления прослаивали светское мероприятие, как горьковато-кисловатая начинка праздничный торт. Близится к кульминации раскол среди кинематографической общественности, глобальный передел имущества и власти. Одним словом, большая война. Под эгидой "Ники" и Конфедерации союзов кинематографистов объединяется лагерь, враждебный председателю СК России Никите Михалкову и его новой киноакадемии с премией "Золотой Орел".

Председатель Конфедерации Рустам Ибрагимбеков выступил с рассказом о том, как правление СК России выселило Конфедерацию с помощью ОМОНа из комнат в здании СК России на Васильевской. Была оглашена и совсем некрасивая информация - по региональным отделениям СК рассылались письма за подписью заместителя председателя СК Клима Лаврентьева, где говорилось, что "так называемая "Ника", созданная некоторыми физическими лицами, никакого отношения к СК России не имеет. Мол, либо дружба с "Никой", либо членство в СК и лояльность СК. Юлий Гусман поднял вопрос о том, почему в этом году ни один государственный канал не решается транслировать церемонию вручения премий "Ника". Получается, "Оскара" россиянам посмотреть дали, а свою российскую премию зажимают. Вспомним, что еще на последнем съезде СК РФ Никита Михалков высказал сомнение в легитимности и уж тем более в национальном статусе "Ники". Можно, конечно, иронизировать, что "Оскар" у Никиты Михалкова уже есть, и поэтому "Оскару" у нас всегда будет зеленая улица, а "Нику" Михалкову вовремя не дали, из-за того и сыр-бор. Конечно, Михалков давно заслуживает "Ники". Но в том-то и драматизм, что раздача таких премий выражает мнение большинства киноакадемиков. А большинство не есть гарант справедливости. Однако с его позицией в цивилизованном мире принято считаться.

Зачитывались телеграммы видных деятелей кино и культуры (например, Отара Иоселиани), возмущенных обструкцией, устаиваемой "Нике" телевидением. И было решено написать письмо самому Владимиру Владимировичу Путину, чтобы донести до него свой праведный протест. В результативность этой меры верится слабо. Председатель СК России действует не волюнтаристски - он отвечает магистральным интересам государства, стремящегося восстановить свое влияние на кинопроцесс. Действия против "Ники" объективно являются частью программы по перенесению центра кинематографического престижа и власти из старой киноакадемии в новую, с "Золотым Орлом". Как сказал ранее сам Михалков, эта киноакадемия сможет заменить и Союз кинематографистов, который ограничится скромными профсоюзными функциями. Происходит концентрация власти в руках тех кинематографистов, которые способны ее не только удерживать, но наращивать и использовать в контакте с государственной властью.

В таком контексте поведение академиков "Ники" кажется анахроничным. Оно напоминает эйфорийную митинговость и наивную веру в свободу периода перестройки. Пока расклад выглядит так: лагерь Никиты Михалкова действует и добивается своего, а лагерь "Ники" возмущается и готовит воззвания, набирая на блюдечки угощения и питаясь иллюзией демократии в стране и в кинокругах. Конечно, президент "Ники" - всенародно любимый Эльдар Рязанов. Секцию режиссеров возглавил Вадим Абдрашитов, продюсеров - Владимир Досталь, драматургов - Рустам Ибрагимбеков, актеров - Игорь Кваша, композиторов - Владимир Дашкевич, киноведов - Мирон Черненко. И вообще в "Нике" собрался цвет российской кинематографии, всего 472 академика. Но кто из них пользуется таким же влиянием, как Никита Михалков - не в своей профессиональной среде, а в обществе и в государстве?

В речах ораторов читался призыв к кинематографистам как-то отреагировать на действия правления СК РФ. Трудно предположить, какую конструктивную форму может обрести эта реакция. Пока же огласим номинантов на премию "Ника". Хорошее кино появляется сейчас в России реже, чем новые киноакадемии. Поэтому список номинантов отражает стремление отметить все самое профессиональное, вне зависимости от эстетической сути. Самое большое число номинаций у депрессивного и элитарного "Тельца" - лучший игровой фильм, лучший режиссер (Александр Сокуров), лучший сценарист (Юрий Арабов), лучший оператор (Александр Сокуров), лучшая мужская роль (Леонид Мозговой), лучшая женская роль (Мария Кузнецова), лучший звукорежиссер (Сергей Мошков), лучшие художник (Наталья Кочергина) и художник по костюмам (Лидия Крюкова). Нетрудно прогнозировать, что во многих этих номинациях "Телец" и победит. Равных конкурентов у него практически нет. Второй серьезный претендент на "Нику" - военный боевик "В августе 44-го". Он прошел по номинациям лучший фильм, лучшая мужская роль (Евгений Миронов), лучшая мужская роль второго плана (Алексей Панин), открытие года (Владислав Галкин), лучший оператор (Владимир Спорышков), лучший звукорежиссер (Игорь Майоров). Третье место по числу номинаций занимает мелодрама "Таежный роман": лучший режиссер (Александр Митта), лучший сценарий (Зоя Кудря, Александр Митта), лучшая музыка (Максим Дунаевский), лучшая мужская роль второго плана (Михаил Ефремов).

Странно, что в номинанты угодил весьма посредственный молодежный опус Дениса Евстигнеева "Займемся любовью": лучший фильм, лучший режиссер, лучший художник (Владимир Аронин). Неожиданно и то, что при явном кризисе режиссуры в этой номинации значатся целых пять имен. Помимо перечисленных это Леонид Марягин ("101-й километр") и Дмитрий Месхиев ("Механическая сюита"). Отрадно, что последний из названных фильмов позволил прорваться в номинации Евгении Добровольской (женская роль второго плана), Сергею Гармашу (главная мужская роль) и Константину Хабенскому (мужская роль второго плана), больше примелькавшемуся в телесериалах. Кроме Марии Кузнецовой приз за главную женскую роль будут оспаривать Евгения Симонова (монодрама "Цветущий холм среди пустого поля" Андрея Эшпая) и Наталья Егорова (ремесленная историческая эпопея "Тайны дворцовых переворотов" Светланы Дружининой). По одной номинации у "Коллекционера" (оператор Сергей Мачильский) и у "Конца века" (сценарий Константина Лопушанского). На новую премию "Открытие года" вместе с Галкиным претендует режиссер фильма "Ехали два шофера" Александр Котт и режиссер неигровой картины "Форсаж" Наталья Гугуева. Приз за честь и достоинство вручат Алексею Баталову.

Кому бы ни достались премии "Ники", можно гарантировать, что у "Золотого Орла" будут свои предпочтения. Любить одно и то же кино две академии не могут хотя бы по чисто идеологическим соображениям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
704
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
725
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
975
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
697

Другие новости