Вы не поверите, но такого журнала нам действительно не хватало. И дело тут не столько в содержании, сколько в интонации, которую задают авторы и издатели "Колокола" - в первом номере, который только что вышел в Лондоне.
А где же еще?
Напоминаю, что "Колокол" - это первое независимое русскоязычное издание, которое затеяли Герцен с Огаревым: сначала в Лондоне (1857-1865), а затем в Женеве (до 1867 года). В идейную программу газеты входили демократические требования, знакомые нам по школьной программе: освобождение крестьян, отмена цензуры и телесных наказаний, революционная подготовка и так далее. С этой точки зрения газета свою роль сыграла - и достойно сошла с исторической сцены: в архив.
И что же? Прошло полтора века, и слова Александра Ивановича из "колокольной" статьи снова оказались актуальными! "О направлении говорить нечего... Везде, во всем быть со стороны воли - против насилия, со стороны разума - против предрассудков, со стороны науки - против изуверства, со стороны развивающихся народов - против отстающих правительств".
Что делают издатели (и главред А.Шлепянов) полтора века спустя? Правильно - в новом "Колоколе" почти нет публицистики "за либеральные ценности западной цивилизации". В новом "Колоколе" с вами люди, которые благодаря этим "ценностям" состоялись - как писатели, поэты, журналисты, политологи и философы. В этом, а не в прямой "агитации и пропаганде" и заключается смысл и оправдание жеста: раскачать новый "Колокол". И только поэтому под одной обложкой удалось собрать авторов диаспоры и метрополии - поскольку "неважно, в какой части света стоит твой письменный стол, важно, как и что ты за ним пишешь".
Судите сами.
В рубрике "Гайд-парк" - Кирилл Кобрин и Юрий Колкер в раздумьях о судьбах. "Словесность" представляют Наталия Толстая с интеллигентским рассказом и Александр Кушнер с комфортными стихами. "Русская Америка" - Людмила Штерн о "Русском самоваре" (помните ее книгу о Бродском в нашем издательстве?), стихотворение Томаса Венцлова, Владимир Паперный и "Чем пахнут негры". Ну и "Книжный развал" с Александром Эткиндом, "Выпивка и закуска" с Игорем Померанцевым и Самуил Лурье об Омаре Хайяме.
Что, вкусно? Удобно?
Тогда вот вам, чтобы жизнь медом не показалась. Это семь патетических страниц в исполнении Дмитрия Быкова, который встает на защиту Эдуарда Лимонова. Тут вам и рулады, и глиссандо, и фигуры речи, после которых, однако, остается одно, и довольно целостное, ощущение: брезгливости. То есть, пользуясь выражением автора, ясно, что Быков уважает Лимонова не за что-то, а для чего-то.
Отсюда и брезгливость.
И все же: журнал прозвучал благодаря своей интонации. Просвещать, подавая пример собственной биографией - текстом - отношением: вот ее лейтмотив. Учитывать правовые основы христианской цивилизации - и духовную сосредоточенность ислама: вот ее направление. Именно в этом и заключается просветительская агрессия "Колокола": против тех, кто говорит о конце русской словесности, не сумев написать по-русски ни строчки. Против тех, кто говорит о тупике западной цивилизации, не сделав ни шага в ее направлении. Против тех, для кого патриотизм начинается с обмена книг, которых никто не читал. Против тех, кто строит новую русскую идеологию на старом советском хамстве, русском пьянстве и государственной азиатчине.
Безусловно, "Колокол" должен предложить свою идеологию: если не государственную, то по крайней мере частную. Интересно, что будет лежать в ее основе? Особенно с учетом того, что любая идеология - это химера, фантом, иллюзия? И не лучше ли сразу положить в основу то, что является фикцией? Fiction?
То есть литературу?