0
1413
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.12.2001 00:00:00

Пастухи и земледельцы

Тэги: царицино, погром


Недавно (30 октября с.г.) произошло событие, на которое откликнулись все СМИ, - драка у станции метро "Царицыно". Событие явно нерядовое, поэтому невольно прислушиваешься: что о нем говорят и что пишут. Из того, что вещают по каналам телевидения, почерпнуть практически нечего: хулиганствующие, фашиствующие, озверевшие и вообще бандиты.

А между тем в царицынской истории достаточно ясно просматриваются некоторые компоненты древних культурных стереотипов. Причина молодежной агрессивности - не просто реакция на унизительное экономическое неравенство: если эти ребята представляют собой полюс бедности, то их противники отнюдь не являются олицетворением полюса богатства. Фактор неравенства, очевидно, имел место, но выбор объекта нападения диктовался другими соображениями. Объект - торговцы, и притом чужие, то есть люди иной этнической принадлежности и иной культуры, следовательно, носители и приверженцы иных типов хозяйствования.

В дореволюционной России, даже в ее последние "буржуазные" десятилетия торговля считалась постыдным занятием, а пресловутая купеческая благотворительность исходила не от душевной щедрости, а была способом искупления этого греха. Наше отношение к капитализму и торговле слишком иррационально, чтобы пытаться осмыслить его, анализируя современные формы этих явлений. Необходим поиск на больших исторических глубинах.

В глубокой древности до появления отчеканенных монет функцию денег выполняли разные вещи: раковины, перья красивых птиц, меха, камни. Но только использование в качестве денег живого скота превратило их в капитал: свободно пасущийся скот - первая форма "самовозрастающей стоимости" и модель существования капитала вообще. Культурологический вывод: капитал возник в скотоводческом обществе, он есть продукт способа хозяйствования этого общества и критерий его жизнестойкости. Все тонкости операций с капиталом (и вообще вкус к этому делу) досконально, "на генетическом уровне" могут освоить только те люди, которые имеют скотоводческие корни.

Для нас ближайшим и притом активным соседом с такими корнями являются народы Кавказа и Закавказья. Свой высокий торговый потенциал они проявили еще в советское время: ни один рынок не обходился без них, гордо возвышавшихся над грудами апельсинов. Тогда все они обобщенно именовались "грузинами". Советский строй требовал своих правил игры: их не считали агентами капитализма, хотя их причастность к торговому капиталу бесспорна.

Капитализм - прямой наследник скотоводческой культуры. Но его специфика, резко отличающая его от хозяйства древних номадов, состоит в том, что здесь отношение к скоту было распространено на отношение к людям. К чужим людям, обращенным в рабство. Показательно, что самый молодой и самый передовой отряд капиталистического строя - США, несмотря на то что его молодецкая история проходила во вполне цивилизованное время - XVII-XVIII вв. (в Европе это век Просвещения: католическая церковь уже осудила рабство, хотя протестанты смотрели на это дело иначе), успел припасть - как к материнской груди - к двум своим истокам: вольному скотоводству (первые герои Америки - ковбои - владельцы свободно пасущихся стад) и рабству. Позже система прямого рабства заменяется системой эксплуатации, в которой человек якобы добровольно продает лишь часть себя - свой труд. Теперь решение жить или умереть принимает он сам, а не его хозяин или надсмотрщик с плетью, но поскольку такой вопрос обычно не обсуждается, а иных средств к существованию у него нет, человек по-прежнему несвободен: он вынужден продавать себя.

Итак. Запад пришел к капитализму и утвердился в нем. Но древняя Европа была не только скотоводческой, в ней активно развивалось и земледелие. В современной науке первичное производящее хозяйство стараются представить как комплексное, где каждая община занималась и тем и другим. Однако есть веские основания считать, что эти два направления возникли автономно, долгое время существовали независимо одно от другого, и лишь на каком-то этапе развития произошло их слияние.

О чем спорить, что делить этим столь различным по экономическому базису и культуре общинам, которые многие тысячелетия до этого были вполне самодостаточными? - На этот вопрос вряд ли может быть дан однозначный ответ. Высказано вполне убедительное предположение: древние скотоводы при чрезмерном разрастании стад столкнулись с проблемой деградации пастбищ (что в дальнейшем повело к полному вырождению и опустыниванию территорий - в частности, в зоне современной Сахары). Улучшить пастбища могут те, кто имеет навыки работы с землей и растениями - но их надо привлечь к этой работе. Привлечь полюбовно - вряд ли возможно, а вот поработить - такой способ истории известен.

Таким образом, ранние отношения скотоводов и земледельцев скорее всего были весьма напряженными. И это запечатлено в ряде литературных произведений. Так, в шумерских табличках, датируемых III тыс. до н.э., рассказывается о споре между покровителем земледельцев Энкимду и богом пастухов Думузи, сватающихся к богине Инанне. В Библии (где события книги Бытия восходят к середине II тыс. до н.э.) острота этого противостояния достигла высшей степени. Каин и Авель представлены братьями, детьми первой супружеской пары - Адама и Евы. Но земледелец Каин почему-то не понравился Богу, который "не призрел" на него и на его дар, то есть не принял его жертву. Тогда Каин "восстал" на скотовода Авеля и убил его (Быт.,4.1-8). И поскольку Библия - книга скотоводческого народа, естественно, что чужак Каин сурово осужден.

А что у нас? Славяне по языку - индоевропейцы, следовательно, в их генезисе участвовали древние скотоводы. Но, очевидно, на славянской прародине субстратная земледельческая культура была чрезвычайно мощна, поэтому в результате в славянской экономике все же доминируют компоненты, связанные с земледелием. Это стало классическим определением: славяне - исконные земледельцы.

Мне грустно, что из современной культуры России уходят, растворяются ее земледельческие пласты. Почему? Фокус в том, что скотоводство способно выступить в опосредованных формах, вовлечь в свое производство большие массы людей, соблазнив их скорым материальным успехом.

Впрочем, чужую культуру железными прутьями не остановить. Нужны другие методы. Их должно найти само наше общество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
729
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1243
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
910
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
475

Другие новости