0
6183
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.07.2001 00:00:00

Как живут православные Таджикистана

Тэги: Клименко, Таджикистан, церковь, ислам


-Отец Сергий, у вас нет ощущения заброшенности и того, что родина забыла о вас?

- Мне кажется, что родина никогда никого не забывает. Другой вопрос - есть ли у нее возможность, чтобы поддержать своих соотечественников. В России существует масса своих проблем, которые надо решать. Как говорил Господь: надо молиться и уповать, поэтому я думаю, что Родина никогда не забудет своих детей. Придет время - будет и на нашей улице праздник.

- Получаете ли вы какую-то помощь от Московской патриархии?

- Нет, мы живем на стопроцентном хозрасчете, сюда входит совершение треб, обрядов, таинств, пожертвования прихожан плюс реализация церковной утвари, свечей, икон, крестиков, которые приобретаются в Ташкенте. К сожалению, нестабильная и нервозная обстановка в Таджикистане не позволяет заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью. Мы являемся таджикским благочинием Русской Православной Церкви Московской патриархии с центром нашего епархиального управления в Ташкенте. Там же мы регулярно, минимум два раза в год, встречаемся на епархиальном собрании с благочинными Киргизии, Туркмении и Узбекистана.

- Какова история Свято-Никольского храма?

- У меня хранятся официальные документы: постановление Совета народных комиссаров за 1946 г., где говорится о выделении участка земли под строительство храма Святителя и Чудотворца Николая. Многие священники, которые служили в нем со дня его основания, прошли лагеря, ссылки и тюрьмы. Наш храм пережил очень трудные времена. Например, осенью 1992 г. в Душанбе шли местные бои, и молодые люди из оппозиции на заборе нашего храма установили пулемет. Они стреляли в противоположную сторону, а с той стороны палили сюда. Когда мы попросили их уйти, они заявили, что за храмом их кишлак и они защищают свои дома. Это продолжалось в течение недели, но тем не менее служба в храме не прекращалась ни на один день.

- Сколько прихожан сейчас в церкви? Как изменилась ситуация по сравнению с началом 90-х годов?

- В настоящее время в день Святой Пасхи, в Рождество, в Крещенье храм посещают тысячи людей, в воскресные дни - до 300 человек. В количественном отношении это двадцатая часть того, что было в 1989-1990 гг. Тогда в Великий четверг мы исповедывали от 1200 до 1500 человек. Если в то время только в Душанбе насчитывалось около 300-500 тысяч русских, то сегодня по всему Таджикистану их едва ли наберется 100-150 тысяч.

- Почему число прихожан уменьшилось?

- Прежде всего из-за экономических и политических проблем. Самые молодые и здоровые уехали из Таджикистана, а старики остались беззащитными, без психологической и материальной поддержки. Если в таджикских семьях сильно развита семейная клановость, они уважают своих стариков и о них никогда не забывают, то русские старики вынуждены выживать сами по себе в морально деградировавшем обществе. У нас были такие случаи, когда приходили пожилые прихожане и говорили, что им угрожают, пытаясь забрать их квартиры, но, к счастью, это не носило масштабный характер.

- Что произошло на территории храма в канун Нового года?

- 31 декабря 2000 г. в 20.30 вечера раздался взрыв. Накануне у нас отключали газ, поэтому я сначала подумал, что это какая-то авария с газом. Но прибежал сын и сказал, что в храме что-то взорвалось. Я побежал к нему и увидел вылетевшие стекла, в воскресной школе разворотило двери, повредило крышу, частично разрушило каменный забор. Затем приехали люди из МВД, российского посольства, были представители из погранвойск, из 201-й мотострелковой дивизии. Военные оценили, что у забора сработало взрывное устройство мощностью, равной где-то 200-400 граммов тротила.

- После этого храм взяли под охрану?

- Нет, единственное, я в тот день попросил командование погранвойск, чтобы они по возможности нам обеспечили безопасность на Рождество, когда людей в храме соберется много. И они действительно заранее приехали, прошли с собаками по всей территории храма, установили охрану, которая находилась здесь в течение суток. А вообще-то я не думаю, что нас нужно брать под какую-то охрану, мы всегда под охраной Бога. В Таджикистане я видел фотографии преступников, разыскиваемых по поводу ташкентских взрывов. Это совсем молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет, которым легко взять в руки оружие, чтобы собирать дань. Но наряду с этим есть в Душанбе уличные базары рабочей силы, куда люди приходят с утра в поисках работы: от постройки домов до уборки дворов. Ведь они не берут автомат или нож, не идут грабить и убивать, не встают на неправедный путь.

- А если люди встали под знамена "воинствующего ислама"?

- Ни одна политическая партия не имеет непосредственного отношения к религии. Понятия "партия" и "религия" просто несовместимы. Некоторые политические деятели пытаются притянуть за уши какие-то религиозные названия для того, чтобы как-то поднять свой имидж, набить себе цену. Но традиционный таджикский ислам (и мы это прекрасно видим), наоборот, ищет мира. Церковь, если она Церковь по сути, никогда не будет в оппозиции к государству, потому что по-другому смотрит на него в отличие от политиков. Те рассматривают государство как поле брани, а Церковь - как поле земледельческое, которое должно давать добрые всходы и кормить.

- Как относятся к Русской Православной Церкви в Таджикистане?

- Русская Православная Церковь пользуется в Таджикистане большим авторитетом. Ее официально признают государственные и религиозные деятели. В Таджикистане православие - это вторая значимая религия после ислама. В стране пять действующих православных храмов: в Курган-Тюбе молитвенный дом Святого архистратига Михаила, с 1995 г. требы, службы и духовное кормление совершаются в храме Святого великомученика и победоносца Георгия на территории одной из войсковых частей 201-й российской мотострелковой дивизии, в Турсун-Заде верующие посещают храм Покрова Пресвятой Богородицы, в Ходженте - храм Марии Магдалины, в Чкаловске - храм в честь святой иконы Божьей Матери Казанской, а кроме того, сейчас возводятся еще два новых храма - в Гафурове (под Ходжентом) и в учебном центре погранвойск России в пригороде Душанбе. Все вопросы, связанные с духовной и религиозной жизнью Таджикистана, без консультации с Русской Православной Церковью не проходят. Деятельность Церкви ведь тоже разная.

Нам сейчас в большей степени надо заниматься просветительской деятельность, просвещать наших прихожан, чтобы у них было меньше язычества и больше христианства.

- Как вы занимаетесь просветительской деятельностью?

- Одна из форм - воскресная школа для детей, другая - группа воскресных встреч для взрослых, но основной наш контингент - люди среднего и младшего возраста, связанные с 201-й дивизией или российскими погранвойсками. Например, в 201-й дивизии храм Георгия Победоносца существует с 1995 года: военнослужащие своими силами построили придел к офицерскому собранию на территории 3-го городка, а сейчас и колоколенку подняли. Но все же это - Храм, который олицетворяет Россию здесь! Военнослужащие знают, что они не забыты Богом и в молитвах Церковью не забыты.

У нас многие люди приходят в храм первый раз, когда их крестят, а второй раз, когда их надо уже отпевать. А в промежутках между двумя этими событиями, может быть, когда-то Господь и сподобит таких людей привести в храм, поэтому миссионерской, просветительской деятельности здесь море. В церковь люди часто приходят не по духовным вопросам, а с житейскими проблемами. Им хочется поговорить, посоветоваться с человеком, может быть, более опытным. Русские люди крепкие, закаленные терпением. Они сами перенесут все трудности, но им нужна моральная поддержка. Поэтому где-то нужно дать им выговориться, что-то посоветовать, сказать, что Господь терпел и нам тоже велел. А в воскресной школе, которая действует при нашем храме, половина детей с таджикскими фамилиями, в основном дети от смешанных браков, хотя есть и чистокровные узбеки и таджики. Очень многие приходят из мусульманства, крестятся, принимают православие, и молодые люди, и люди старшего возраста. Однажды я спросил у парня имя во время причастия, а он говорит "Ахмед", оказывается его батюшка так окрестил в России.

- Наверное, окружающие на них смотрят с удивлением, может быть, даже оказывают на них какое-то давление?

- Конкретных жалоб, что высмеивают, нет, хотя, естественно, эти люди испытывают определенный дискомфорт в своем обществе. У меня даже был такой случай: восемнадцатилетний парень-таджик из кишлака приехал и говорит: "Хочу принять христианство". Я стал ему всячески объяснять: "Пойми, что, когда ты примешь христианство, нужно будет жить по христианским правилам и законам - пойди, посоветуйся с родными". Но в следующий раз он привез целую папку документов: расписки от родителей, директора школы, в которой учился, соседей, что никто не возражает, чтобы он принял христианство.

Мы таких людей сразу не отговариваем, так как опасаемся, чтобы они потом не стали изгоями. Стараемся объяснить, что их может ждать в будущем. Ведь сейчас в соседнем Афганистане любому мусульманину, принявшему христианство, официально уготована смертная казнь. А граница-то с талибами совсем рядом. В другом случае мальчишка-узбек 14 лет тоже просился в православную веру: маме сказал, но папе побоялся - тот бы воспротивился. Так он в течение полугода выстаивал все службы в храме, и в конце концов мы его тайно покрестили. После крещения он все же получил благословение отца, поступил в Ташкентский университет и там же, в местном кафедральном соборе, стал прислуживать во время службы.

- Сколько приблизительно людей, принявших православие, посещает церковь - наверное, не больше десятка?

- Намного больше. В связи с этим даже возникают некоторые проблемы. Например, приходит ко мне мальчик, у которого мать русская, отец узбек, и подает записку, в которой просит помолиться о родителях. Сразу встает вопрос: как нам в православной церкви молиться об Ахмеде и можно ли запретить этому мальчику молиться о своем отце? Я пока беру на себя за это ответственность и молюсь за всех. Да и как я могу не молиться о его отце, если ранее тот отец сам привел сына в наш храм и сказал, что, несмотря на то что он мусульманин, тем не менее сыну препятствовать не хочет - пусть тот крестится. Я хочу этот вопрос поднять на встрече с архиереем в Ташкенте.

- Как, по-вашему, что больше всего привлекает этих людей в нашей церкви, может быть, красота богослужения?

- Им нравятся наши традиции и обычаи, то, что их здесь принимают, как равных. Но мне кажется, что больше всего их привлекает не внешняя, а внутренняя сторона нашей Церкви. И все-таки мы чаще руководствуемся пословицей: "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", особенно там, где 97% людей исповедуют ислам и всего 3% - другие религии.

- А мусульмане к вам со своим уставом ходят?

- Нет, они этого не делают, мы стараемся находить какие-то общие точки соприкосновения. От Господа нам заповедован мир, который мы должны хранить, и если мы не будем находить пути решения злободневных проблем, то, извините, тогда всю жизнь будем ходить с автоматом...

Душанбе-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
829
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
796
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
791
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
756

Другие новости