0
1484
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.07.2001 00:00:00

Битва акварелей-1

Тэги: гитлер, история, война, картина


ВТОРАЯ мировая война закончилась победой великой антигитлеровской коалиции над немецким фашизмом. Факт сей настолько очевиден, что даже совестно предварять эту фразу стандартным "как известно". Но абсолютно неизвестно и совсем неочевидно, чем закончилась бы война, если бы ее вели между собой исключительно лидеры обеих враждующих сторон, как это происходило в глубоком средневековье, когда судьба битвы решалась поединком соперничающих богатырей. В данном случае, правда, я имею в виду не поединок на шпагах или пистолетах между Гитлером и "тремя мушкетерами" - Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, а нечто иное. Что произошло бы, если бы ефрейтор и мушкетеры сражались не на шпагах, а на кистях; если бы их амуницией были бы не пули, а краски, а полем боя - не Европа, а холсты?

Об исходе подобного поединка страшно даже подумать, ибо это означало бы, что вся наша планета была бы залита лишь одной краской - коричневой.

Давайте, однако, начнем издалека. В специальном подземном хранилище в даун-тауне Вашингтона, принадлежащем армии Соединенных Штатов, точное местоположение которого хранится в строжайшей тайне, в огромном стальном сейфе с контролируемой температурой и влажностью уже со времен окончания войны лежат четыре акварели, нарисованные Адольфом Гитлером. Правительство США и военное руководство считают, что эти акварели обладают "большой взрывной силой". Поэтому доступ к ним запрещен всем, кроме нескольких избранных и "проверенных" экспертов-искусствоведов в штатском, хотя и без кавычек.

"Взрывоопасные" картины фюрера принадлежали когда-то его придворному фотографу Генриху Гофману, который был личным другом и советником Гитлера, обучавшим его ораторскому искусству. Одна из акварелей "Der Alete Hog-Munchen" ("Старый дворик в Мюнхене") была подарена Гитлером Гофману в 1936 году ко дню рождения фотографа. Остальные три он приобрел "по блату". Когда в 1945 году Германия была повержена, Гофман спрятал картины Гитлера и его фотографии - частью в средневековом замке в окрестностях Мюнхена, частью в небольшой баварской церквушке. Гофмановский архив насчитывал 2,5 миллиона фотографий, пленок, негативов и матриц. Особый интерес представляли 500 роликов 35-миллиметровых нитратных негативов, на которых был запечатлен фюрер, репетирующий свои зажигательные речи на массовых фашистских ралли. По словам Фрица Редлиха, профессора-психиатра Йельского университета и автора книги "Гитлер: диагноз разрушительного порока", имевшего возможность проинтервьюировать дочь Гофмана, последний "имел абсолютный доступ к Гитлеру и мог запечатлеть тончайшие нюансы его характера". Работы фотографа, считает Редлих, носили не только иконографический, но и пропагандистский характер. "Он мог манипулировать изображениями, создавая любые комбинации", - пишет ученый. (Замечу в скобках, что Гитлер познакомился со своей будущей женой Евой Браун именно у Гофмана, у которого она работала.)

Оккупационные власти союзников обнаружили оба тайника Гофмана. Акварели Гитлера и его фотографии были конфискованы как нацистская пропаганда, согласно решениям Потсдамской конференции. Некоторые экспонаты гофмановского архива были использованы в качестве вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе главных военных преступников и на других нюрнбергских трибуналах. Затем архивы Гофмана были вывезены в Соединенные Штаты, в Вашингтон. Фотографии оказались в ведении Национального архива США. (Они вполне доступны широкой публике.) А вот четыре акварельных рисунка Гитлера попали в секретные сейфы Центра военной истории американской армии.

Почему же фотографии ораторствующего Гитлера открыты для всеобщего обозрения, а его пейзажные акварели хранятся под семью замками? В чем логика подобного, согласитесь, несколько странного подхода?

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте походим некоторое время по... американским судам - федеральному суду и суду штата Техас. Впрочем, начнем с судов нюрнбергских. Гофман, наживший в свое время огромное состояние на гитлеровских фотографиях и вообще на близости к фюреру, был приговорен как нацистский преступник к пяти годам тюрьмы. Но не успел он выйти из заключения, как тут же затеял тяжбу с Соединенными Штатами, требуя возврата гитлеровских акварелей и фотографий. Гофман был не только фотографом, но и нахалом, искусно игравшим на обожествлении права собственности в Америке.

Однако коса нашла на камень. Гофман умер в 1957 году, не добившись своего. Выпавшее из его рук знамя тотчас подхватила и понесла дальше по американским судам его верная дочь фрау Генриетта Гофман. Но и ей не удалось выцарапать у дядюшки Сэма гитлеровские акварели и фото. Тогда фрау Генриетта сделала ход конем, то есть мистером Пирсом.

Появление этого нового персонажа требует от нас еще одного отступления. Билли Пирс - американец, более того - техасец. Он богатый коллекционер, зацикленный на фашизме и, в особенности, на Гитлере. Пирс - автор книги "Адольф Гитлер - неизвестный художник", которую он издал на свои средства в 1985 году. В 1982 году наш техасец, пронюхав о существовании дочери Гофмана, прилетел к ней в Мюнхен. Между ними после непродолжительных переговоров состоялась сделка. Фрау Гофман перевела на мистера Пирса права на отцовское наследие, исходя из того что ему, как американскому гражданину, будет легче оттяпать у своего правительства гитлеровские реликвии.

Уже в следующем же году Пирс нанял адвокатов и начал тяжбу против Национального архива США и Центра военной истории. В 1989 году суд штата Техас признал справедливыми домогательства Пирса-Гофман, их права на собственность и даже на "убытки" (упущенные возможности). Было назначено слушание дела о том, какую сумму обязаны заплатить этой парочке Соединенные Штаты.

Надо сказать, что сейчас на художественном рынке имеются сотни, если не тысячи, картин, авторство которых приписывается Гитлеру. На интернетовском аукционе эти картины идут в среднем за десять тысяч долларов штука. Но аутентичность этих произведений равна нулю. Однако цена за явные фальшивки - хороший индикатор стоимости гитлеровских подлинников. Что касается гофмановского фотоархива, то, по скромной оценке министерства юстиции США, он стоит три миллиона долларов.

Но мистер Пирс и наследники фрау Гофман (она умерла в 1992 году) требуют у правительства США 93 миллиона долларов за "убытки", которые они несли в течение десятилетий, поскольку не имели доступа к сокровищам гитлеровского придворного фотографа. Сам Пирс, по-видимому, больше заинтересован в американских долларах, чем в гитлеровских акварелях и гофмановских фотографиях. (В 1990 году Пирс в интервью газете "Даллас морнинг ньюс" сказал, что он продал "анонимному коллекционеру" свое собрание гитлеровских картин, так как ему угрожали расправой и даже стреляли в него за увлечение "фашистскими реликвиями".)

Однако, по словам адвоката Пирса Лэрри Кэмпанья, его клиентом движет не алчность, а "миссия исследователя". Он, оказывается, "хочет помочь человечеству разобраться в личности Гитлера. Его заинтересовал тот факт, что трое из четырех главных лидеров эпохи Второй мировой войны - Черчилль, Рузвельт и Гитлер - были художниками. Мой клиент верит, что многое может проясниться при изучении их картин".

После того как суд в Техасе принял решение, согласно которому государство обязано уплатить Пирсу и наследникам Гофмана 7,8 миллиона долларов в качестве "убытков", в дело вмешались федеральные инстанции. У Пирса нашелся опасный соперник в лице главного юриста Министерства юстиции США Джеффри Аксельрода, который фехтует с ним вот уже десять лет. Позиция юриста весьма проста и прямолинейна: "Правительство Соединенных Штатов имеет право на наследство Гитлера, которое "досталось ему в результате победоносной войны". То есть победителей не судят. Кроме того, федеральное законодательство США и их послевоенные соглашения с ФРГ давали право американской стороне на экспроприацию немецкой собственности. Да и все сроки на ее реституцию давным-давно истекли.

Но для техасского суда федеральный закон не писан. Техас - он сам по себе, тем более что и мистер Пирс - техасец. Но мистер Аксельрод - вашингтонец. Его стараниями решение техасской Фемиды было перенесено в федеральный апелляционный суд. Дело слушалось в мае нынешнего года. Слушания были, по сообщениям печати, "темпераментными". Стороны рубились, как янычары. Но вот что любопытно: ни разу в пылу полемики не было произнесено слово "Гитлер". Фюрер фигурировал на судебных прениях под, так сказать, псевдонимом "акварели". Адвокаты Пирса утверждали, что американские оккупационные власти "обещали" Гофману вернуть его собрания. Поэтому отказ от его выполнения "равносилен воровству по политическим мотивам".

Проиграв в апелляционном суде, Пирс и наследники Гофмана обратились в Верховный суд США. Но верховные жрецы отказались рассматривать дело о гитлеровских акварелях. Тогда стараниями адвокатов Пирса дело вернулось к техасским соломонам. "В Техасе победа будет за нами", - с уверенностью в голосе заявляет еще один адвокат Пирса Роберт Уайт. Но Аксельрод начеку. Короче, у попа была собака...

И тут, наконец, настало самое время обратиться к главному источнику юридического противостояния - гитлеровским акварелям, которые, по мнению юристов правительства США, являются, как я уже упоминал выше, "взрывоопасными". Именно это определение имели в виду адвокаты Пирса, когда обвинили федеральные власти в "воровстве по политическим мотивам". О чем идет речь? Быть может, картины Гитлера прославляют его идеологию? Ах, если бы! Но все дело в том, что они политически абсолютно нейтральны, а в художественном плане - на достаточно высоком уровне. И в этом как раз и заключается "взрывоопасность" гитлеровских акварелей! Вот что писала эксперт правительства, специалист по нацистской Германии и Холокосту Сибил Мильтон: "Картины Гитлера выставляют его как человека безопасного. Они могут быть использованы для того, чтобы замаскировать деяния злодеев-убийц времен нацистской Германии". Это заключение Мильтон фигурировало на заседаниях апелляционного суда и в выступлениях адвокатов со стороны правительства США.

(Продолжение в следующем номере.)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1087
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1730
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1581
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2964

Другие новости