ДВАДЦАТЬ второго апреля 2001 года на 62-м году жизни в Москве скончалась русская поэтесса Татьяна Михайловна Глушкова. Восемнадцатого апреля в Большом зале ЦДЛ должен был состояться ее поэтический вечер, но болезнь распорядилась иначе... Она ушла из жизни, не дожив до очередного Дня Победы, которую не раз воспевала в стихах.
Тот голос хриплый, окрыленный,
и грозный маршал на коне,
и ты, народ непокоренный,
в весеннем сне явились мне.
Татьяна Глушкова родилась в Киеве в 1939 году. Эпизоды ее киевского послевоенного детства запечатлелись на страницах воспоминательной прозы, не так давно публиковавшейся в нашей газете. Первая книга стихов Глушковой "Белая улица" увидела свет в 1971 году. В семидесятые и восьмидесятые годы ее лирика находит своего читателя. Девяностые годы с их Беловежьем и октябрем 1993 года выдвинули Глушкову в ряд поэтов, отстаивающих народные и советские ценности.
Глушкова наследовала классической линии русской поэзии, для нее в первую очередь обозначенной именами Грибоедова, Пушкина, Некрасова, Блока. В последние годы она создала значительные поэтические циклы, посвященные Александру Грибоедову, Николаю Некрасову, композитору Георгию Свиридову. "Стихи 90-х годов у людей моего поколения - во многом уже итоги духа. Биография, география уже почти вся позади: с нежным Михайловским, пушкинской деревенькой, навеки вошедшей в мою жизнь, с размеренным, хоть и вполне увлеченным трудом... Гул Истории или же, как я его назвала, "все безмолвие русской Голгофы", стал тем фоном стихов, что затмевает и заглушает частности личных мытарств и страданий, размывает все быстротекущее - может, и саму плоть живописной в ее подробностях жизни. Улетучивается ее аромат - в пользу грозной музыки, какую вбирает обнаженное поэтическое слово.
Стремительно, на глазах, сужаются русские границы. Зато открывается тайна исторического времени. "А стих о том лишь и расскажет, что было завтра и вчера" - эта формула не кажется парадоксом для летописца Смутной поры, если его летопись причастна к жанру поэзии", - писала поэтесса в марте 1997 года.
Менее, чем о поэзии и публицистике, знают о другой ипостаси творчества Глушковой - это пушкинистика, история русской литературы. Перу Татьяны Михайловны принадлежит ряд исследовательских работ, посвященных Пушкину. Другой заветной ее темой был Константин Леонтьев. В 1992 году, составив и откомментировав сборник "Цветущая сложность", она, по сути дела, ввела доселе полузабытого философа в читательский оборот; выступала, в том числе на наших страницах, со статьями о Леонтьеве.
Татьяна Глушкова была постоянным автором "Независимой газеты". Среди ее самых последних рабочих рукописей - размышления о жизненном и поэтическом пути Николая Некрасова, вызванные вопросами нашего корреспондента.