Один из лидеров европейского музыкального авангарда Янис Ксенакис скончался в Париже в возрасте 79 лет. Его трудно вписать в рамки какой-то национальной традиции - Ксенакиса, родившегося в Румынии, в разных словарях и энциклопедиях называют то греческим (по крови), то французским (по месту жительства) композитором. Да и само определение "композитор" по отношению к Ксенакису не является единственным - его творчество не ограничивалось музыкой, сам он себя считал и математиком, и архитектором. В этом он апологет эстетики авангарда, не удовлетворяющегося классическими формами творчества и противопоставляющего им новые синтетические, основанные на пересечении различных наук и искусств. Зрелые сочинения Ксенакиса - это своеобразный гибрид музыки и математики, торжество рационального в музыке. Эволюция его творчества выглядит вполне закономерно - сначала учеба у Дариуса Мийо, Оливье Мессиана и Ле Корбюзье, затем первые классически инструментованные опусы с щедрым национальным колоритом, затем увлечение додекафонической техникой. Зрелый Ксенакис - это математически рассчитанная на всех уровнях музыкального языка фактура сочинения, закодированный в сложнейших формулах Смысл, сочетание традиционного звучания инструментов и компьютера, выход за рамки традиционных жанров. Трудно сказать, каково реальное воздействие Ксенакиса на музыкальный мировой процесс - немного найдется людей, способных припомнить тот или иной опус Ксенакиса, что вполне закономерно, ибо авангард стоит в оппозиции слову "популярность". Для тех, кого привлекает изощренная игра ума и кто помнит визиты Ксенакиса в Россию, уход из жизни композитора, несомненно, обозначит завершение некого этапа в истории музыки.