В ВОЗРАСТЕ 74 лет ушел из жизни крупный советский ученый, профессор ГИТИСа, вице-президент международного Уэллсовского общества (Великобритания) Юлий Иосифович Кагарлицкий. Он был одним из той крепкой и славной когорты театроведов, кто начинал заниматься наукой о театре, оттолкнувшись от классического филологического образования (Кагарлицкий окончил филфак МГУ). Защитив диссертацию в ГИТИСе, он обогащает свои знания об английской литературе XVIII века изучением драматургии того же времени и становится крупнейшим знатоком театрального наследия Голдсмита, Шеридана и других авторов. Чуть позже он займется драматургией XVII века, "комедией Реставрации" - доселе почти неизвестным для советского театроведения пластом мировой культуры. Интерес к драматургии и активная педагогическая практика в ГИТИСе не мешали Кагарлицкому заниматься любимой английской литературой: в 60-70-е годы вышла целая серия книг английских авторов XVIII века - Кагарлицкий переводил знаменитые романы Филдинга и Голдсмита, писал предисловия, составлял комментарии.
Другая область интересов ученого - мировая научная фантастика, интерес к которой был приметой советского общества. Один из крупнейших знатоков творчества Герберта Уэллса, докторскую диссертацию по работам фантаста Кагарлицкий защитил в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена. Одна его книга об Уэллсе была издана в Великобритании, а переведена самой Марией Будберг. В 1972 году Кагарлицкий был удостоен премии "Пилигрим", присуждаемой Ассоциацией исследователей научной фантастики.
В начале 80-х в жизни ученого произошла трагедия. Его сын Борис Кагарлицкий, ныне известный политолог, постоянный автор "НГ", тогда "без пяти минут" выпускник ГИТИСа, был обвинен органами Госбезопасности в издании подпольного партийного журнала "Левый поворот", в следствии чего год находился под следствием. КГБ начал травлю на старшего Кагарлицкого, не отрекшегося от сына, в результате которой он был лишен не только возможности преподавать, но и работы вообще. Не помогло ему (или помогло в крайне малой степени) Открытое письмо в защиту профессора Кагарлицкого, опубликованное в английской прессе за подписями Питера Брука, Тревора Нанна и других знаменитых деятелей современного британского театра. Кагарлицкий вернулся к преподаванию через десять лет, но полностью оправиться от моральной катастрофы, подкосившей его творческую карьеру, уже не было сил. Последней его книгой стал труд "Театр на все времена" о европейской драматургии XVIII века.