0
2095
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.03.2000 00:00:00

На северо-востоке Китая

Григорий Стародубцев

Об авторе: Григорий Серафимович Стародубцев - кандидат юридических наук.

Тэги: Харбин, университет


Здание Железнодорожного собрания в Харбине, где помещался юридический факультет.

ГОРОД Харбин - своеобразный "оазис русской культуры" на северо-востоке Китая - был основан в 1898 года и построен русскими в связи с сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали. По договору с Китаем мы получали вокруг железнодорожной линии зону отчуждения, а город стал административным центром магистрали. В Харбине некогда был центр русской азиатской политики, а после революции и Гражданской войны на подъездных путях Харбинского вокзала стояли эшелоны с остатками колчаковской армии и тысячами русских беженцев: в Китай устремилось четверть миллиона сторонников белой идеи, Харбин принял 175 тысяч беженцев. У русской эмиграции было два центра: в Европе - Париж, а в Азии - Харбин, но если в Париже, Берлине, Праге русские составляли незначительное меньшинство, то в Харбине некоторое время они были большинством. Здесь выходили русские газеты, действовали русские партии, были русские театры, учебные заведения.

Исполнилось 80 лет с момента основания первого и едва ли не самого значительного высшего учебного заведения российской эмиграции - юридического факультета в Харбине. Юридический факультет в Харбине ведет свое начало с 1 марта 1920 года. Именно тогда были открыты Высшие экономико-юридические курсы, имевшие в своем составе 98 слушателей, 3 июля 1922 года курсы были переименованы в юридический факультет. Наряду с Русским юридическим факультетом в Праге Харбинский факультет давал российское высшее юридическое образование в эмиграции.

В первый год своего существования факультет насчитывал только пять преподавателей. Старшему из них было всего 33 года. Научное звание в лучшем случае магистрант. В последующие годы он развернулся чуть ли не в целый университет: помимо юридического отделения было экономическое отделение с тремя подотделами: восточноэкономическим, коммерческим и железнодорожным Профессорская и преподавательская корпорация превышала 50 человек, а число студентов доходило почти до тысячи. Юридический факультет дал жизнь Маньчжурскому юридическому факультету и создал Восточные курсы.

Первым деканом юридического факультета в Харбине был профессор Устрялов. Как один из лидеров сменовеховского направления российской эмиграции, Устрялов рассматривался Лениным в качестве опасной политической фигуры, а его взгляды расценивались как классовая заинтересованность врага превратить нэп в эволюцию капитализму.

В конце 1920 года его сменил профессор Миролюбов. Осенью 1924 года деканом был избран видный ученый в области гражданского права Рязановский. Последний пробыл деканом вплоть до преобразования частного юридического факультета в государственный юридический факультет Особого района Восточных провинций Китая в 1929 году. 2 марта 1929 года к исполнению обязанностей декана приступил профессор Энгельфельд. На этом посту он пробыл недолго - на заседании Совета профессоров 30 января 1930 года "ввиду болезненного его состояния заявил о своем отказе от должности декана". Совет, "выразив благодарность за его деятельность, постановил принять отставку и поручить вступить в исполнение обязанностей декана профессору Н.И. Никифорову, а его заместителя - доценту А.А. Камкову и ходатайствовать перед китайской администрацией об утверждении их в означенных должностях".

Юридический факультет осуществлял свою деятельность на основании общего университетского Устава дореволюционной России 1884 года с последующими изменениями. С 1923 года, принимая во внимание местные условия, на факультете ввели преподавание китайского права: государственного, административного, гражданского, уголовного права и процесса, торгового. В связи с восстановлением связей с СССР было введено преподавание и советского права.

Большое значение на юридическом факультете имели публичные заседания Совета профессоров. На них - кроме доклада декана о положении дел на факультете в отчетном году - выносились и научные сообщения. Большое внимание уделялось международному праву. Проявлением интереса юридического факультета к проблемам международного права явилось прочтение профессором Тельбергом 1 марта 1927 г. актовой речи "Идея войны в новом международном праве". Международно-правовые аспекты звучали также в докладах Гинса "Право - фактор прогресса" и "Новое право", прочитанных соответственно 12 января 1925 года и 29 ноября 1937 года.

На юридическом факультете получали образование лица одиннадцати национальностей. Это русские, украинцы, латыши, евреи, грузины, армяне, татары, китайцы, японцы, корейцы и монголы. Примечательно, что один из китайцев - Чен-Чжао-яо выполнил дипломную работу на тему "О международных соглашениях по железнодорожному транспорту" (1930 год).

Обучение на юридическом факультете было платное. Плата составляла 150 иен. Лица со средним образованием зачислялись действительными студентами, без такового - вольнослушателями. Однако этих средств не хватало. Использовались самые разнообразные методы финансовой поддержки факультета. Принимались пожертвования от влиятельных людей. Так, в декабре 1922 года "присяжный поверенный В.И. Александров пожертвовал 360 экземпляров весьма ценных книг". Преподаватели читали платные лекции за пределами юридического факультета.

На факультете, собравшем плеяду талантливых и работоспособных профессоров, была создана истинно академическая обстановка, дававшая возможность получения фундаментальных классических знаний.

1925-1928-е годы составили цветущий период в жизни факультета. С открытием экономического и восточного отделений оказалось возможным привлечь ряд новых профессоров и преподавателей. 1 марта 1929 года, как раз в девятую годовщину существования юридического факультета, был получен приказ о назначении китайского ректора. Осенью 1929 года были моменты, когда русский юридический факультет казался обреченным. Уже шли разговоры о переезде профессуры в Шанхай, о полной ликвидации факультета. Осенью 1929 года приема русских студентов на было. К концу 1929 года юридический факультет окончательно разделился на два отдела: китайский (только для китайцев) и русский (для всех знающих русский язык). Профессора сохранили академическую автономию. Китайская администрация оставила за собой финансовую и хозяйственную части.

Во второе десятилетие своего существования русский юридический факультет в Харбине вступил в далеко не лучшей форме. "Но зажженные уже огни знания и интереса к науке не угаснут, - писал Гинс, - и пока будут желающие учиться, светлый родник творчества и энергии профессуры не иссякнет".

Оккупация Маньчжурии Японией в 1931 году, а потом наводнение 1932 года подтолкнули факультет к тяжелой полосе своей жизни. Новое положение вещей, возникшее в связи с образованием марионеточного государства Маньчжоу, очень осложнило общественно-политическую ситуацию на самом факультете. Некогда спаянная корпорация профессоров и преподавателей факультета в результате непростых политических разногласий распалась на две группировки - эмигрантов и китайских граждан, с одной стороны, и советских - с другой. Разрыв произошел в июне 1934 года. 1 июля 1934 года профессора и преподаватели, принявшие советское гражданство или приехавшие из СССР (Рязановский, Чепурковский, Устрялов, Ершов, Камков, Сурин, Гражданцев, Сетницкий, Трифонов), оставили факультет.

Попытка заменить ушедших коллег новыми членами успеха не имела. Из трех лиц, приглашенных из Европы, из-за недостатка у факультета средств прибыл только профессор Зайцев.

С начала 1934-1935 учебного года можно начинать последний период жизни факультета; отчасти его характер определялся уходом советской профессуры, а отчасти таким важным для местной русской колонии фактом, как продажа КВЖД с вытекающими отсюда последствиями. Отлив русского населения из Харбина и обеднение его резко уменьшило количество студентов и тем самым свело на нет перспективы дальнейшего существования факультета. 1 июля 1937 года он был ликвидирован.

29 ноября 1937 года состоялось последнее публичное заседание Совета профессоров юридического факультета в Харбине. 11 декабря 1937 года в Белом зале гостиницы "Модерн" в Харбине состоялся вечер и банкет окончивших факультет, на котором от имени выпускников был зачитан адрес, в котором, в частности, говорилось:

"Дорогие учителя!

Страшный шквал революции лишил вас родной почвы, вместе со многими и многими тысячами русских людей вы вынуждены были искать приют на чужбине... Но и в этих условиях вы не забыли о своем долге, первая ваша мысль была о науке, первым плодом ваших трудов явилось создание русского культурного очага за границей - первого зарубежного русского высшего учебного заведения.

Большую задачу выполнил основанный вами юридический факультет. Он хранил здесь русскую правовую науку и ее лучшие традиции, попираемые, разрушаемые и уничтожаемые большевистской властью в России. Много сделал он для сближения русской культуры с культурой Востока, найдя для них язык взаимопонимания. Здесь, на рубеже этих культур, он заложил одну из прочных основ их дальнейшего тесного сотрудничества.

Вы зажгли здесь факел русской правовой науки. И этот факел ярко горел в течение 18 лет. Светом истины освещал он трудную зарубежную жизнь русских изгнанников. Много светильников зажег он и в среде местного населения, подготовил и из их рядов много культурных работников. Ваш факел горел 18 лет не напрасно: яркий отблеск давал он в душах людей, приобщая их к истокам знаний и культуры.

Сейчас факел, зажженный вами, уже не горит. Но свет просвещения, полученный от него, продолжает гореть в наших сердцах, в сердцах нескольких сот ваших питомцев. Мы должны сохранить этот свет, донести его до заветных для нас рубежей, вновь воспламенив им душу нашего великого народа. Пусть сегодняшние наши слова благодарности вам звучат в то же время словами клятвы, нашей клятвы на верность русской науке, на верность идеалам русской интеллигенции".

Каковы же основные итоги деятельности юридического факультета в Харбине? Всего юридический факультет закончили 297 человек, из них по юридическому отделению 170 человек. Больше всего закончили юридический факультет в 1925 году - 44 человека, меньше всего в 1923 году - 6 человек. К числу наиболее выдающихся его выпускников можно отнести окончившего в 1923 году Н.Е. Эсперова (приват-доцента юридического факультета), Е.Н. Рачинскую (1926 год) - впоследствии писательницу, Н.С. Резникову (1929 год) - поэтессу и др. Юридический факультет по юридическому отделению окончили 15 студентов китайской национальности.

Судьба по-разному распорядилась преподавателями факультета. Практически одновременно с закрытием факультета ушел из жизни В.В. Энгельфельд (1891-1937). Уехал в 1935 г. в Советский Союз Н.В. Устрялов (1890-1937). 6 июня 1937 года он был арестован по обвинению "в шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации", 14 сентября того же года расстрелян. Благополучно избежал сей участи В.А. Овчинников (родился в 1880 году), вернувшийся в СССР в 1928 году и трудившийся во Владивостоке и Минске. В Нанкинском университете преподавал А.Г. Гражданцев. Преподавателями Политехнического института в Харбине и русской высшей школы - Политехническом институте города Тяньцзына числились П.Е. Ковырков, В.А. Рязановский, Е.М. Чепурковский. Г.Г. Тельберг (1881-1954) уехал в Циндао. После Второй мировой войны он переехал в США, где и умер. В 1941 году в США уехал Г.К. Гинс (1887-1971). В США эмигрировал и В.А. Рязановский (1884-1968), ставший мировой известностью как специалист в области монгольского права. В США обосновался и Н.П. Автономов. Впоследствии он основал там журнал "Russian Language Journal".

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Стараниями и талантом российских ученых в 20-е годы в Маньчжурии было создано высшее юридическое учебное заведение, стоявшее на уровне лучших образцов университетов дореволюционной России. С успехом была решена задача сохранения русской юриспруденции и передачи русской правовой науки (в том числе и науки международного права) молодому поколению.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3182
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3552
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2593
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4579

Другие новости