Александр Карлович фон Мекк в костюме альпиниста. |
СРЕДИ крупнейших торгово-промышленных династий России в прошлом было немало семей, ведущих свое происхождение от выходцев из других стран, чья судьба тесно переплелась с жизнью России, ее историей. К числу таких династий можно отнести и семью "железнодорожных королей" фон Мекков.
Своим многомиллионным состоянием семья обязана Карлу Федоровичу (Карлу Оттону Георгу) фон Мекку (1821-1876) - талантливому инженеру путей сообщения из семьи остзейских немцев. По семейному преданию, его род происходил от силезского канцлера Фридриха фон Мекка, внук которого Яков в конце XVI в. переселился в Лифляндию и стал каштеляном рижским. В 19 лет Карл фон Мекк стал студентом Петербургского института путей сообщения и после окончания его поступил на службу в чине поручика в путевое ведомство. 14 января 1848 г. молодой инженер женился на совсем юной дочери смоленского помещика Надежде Филаретовне (урожденной Фроловской, 1813-1894), имя которой впоследствии будет столь памятно в истории русской культуры как выдающейся меценатки и почитательницы таланта Петра Ильича Чайковского. Брак был счастливым. У них было 11 детей (5 сыновей и 6 дочерей). Надежда Филаретовна была не только высококультурной и образованной, музыкально одаренной женщиной, но и человеком энергичным, твердым. Именно под ее влиянием Карл фон Мекк в 1860 г. уходит с государственной службы. Позднее в письме к Чайковскому Надежда Филаретовна объяснила причины, побудившие его к принятию такого решения: "Я не знаю, Петр Ильич, знаете ли Вы, что такое казенная служба? Знаете ли, что при ней человек должен забыть, что у него есть разум, воля, человеческое достоинство, что он должен сделаться куклой, автоматом, - то вот этого-то положения моего мужа я не в состоянии была выносить..."
Николай Карлович фон Мекк. |
После ухода с государственной службы Карл Федорович всецело посвятил себя предпринимательской деятельности. Его уход совпал с началом настойчивых усилий правительства активизировать строительство железных дорог в России, и фон Мекк вошел в частные предприятия по постройке железных дорог. Начало его новой деятельности связано со строительством линии Москва-Коломна Обществом Саратовской железной дороги, в состав акционеров которого входили многие придворные и даже Великие князья и наследник-цесаревич Николай Александрович. Фон Мекк получил подряд на прокладку полотна дороги и искусственных сооружений. Строительство линии протяженностью 117 верст шло ускоренными темпами. Уже 20 июля 1862 г. оно было завершено, и линия была введена в эксплуатацию, в чем большая заслуга талантливого инженера. Здесь впервые проявились его организаторский талант, знания и энергия, умение увлечь людей, обязательность и честность в ведении дел. Карл Федорович любил повторять, что "честность в расчетах - это тоже коммерция".
В начале 1863 г. Карл фон Мекк получил крупный оптовый подряд (на 4,7 млн. руб.) на строительство нового участка дороги, от Коломны до Рязани, протяженностью в 80 верст. Сооружение дороги взяло на себя Общество Московско-Рязанской ж.д. Во главе нового общества встал П.Г. фон Дервиз, бывший чиновник Комитета железных дорог, занимавший в прежнем обществе пост главного секретаря. Правление, оценив профессионализм фон Мекка, сдало постройку дороги Карлу Федоровичу. Он приступил к строительству дороги весной 1863 г. и уже 27 августа 1864 г. сдал ее в эксплуатацию, успешно преодолев все трудности и соединив Москву с Рязанью. Оба компаньона (Дервиз и Мекк) заработали на строительстве дороги огромную сумму - 1,5 млн. руб. Линия Москва-Коломна-Рязань стала одной из самых доходных дорог России. Остряки по этому поводу шутили, что если "Магомет нашел в Мекке свою погибель, то Дервиз - свое спасение". Фон Мекк приобрел на сооружении этой линии не только крупный капитал, но и репутацию энергичного предпринимателя, высоко профессионального строителя и инженера. 20 февраля 1865 г. он на месяц с лишним раньше срока сдал мост через Оку - первый в России совмещенный мост для железнодорожного и гужевого транспорта.
В последующие годы, вплоть до своей кончины, фон Мекк продолжал работу по строительству железных дорог. На строительстве Рязанско-Козловской ж.д., построенной в 1865-1866 гг. с небывалой быстротой, он выступал уже равноправным партнером фон Дервиза. Концессию на строительство Курско-Киевской ж.д., длиною 440 верст, фон Мекк получил вместе с фон Дервизом и членом Государственного Совета князем С.А. Долгоруковым. В 1871 г. фон Мекк в конкурентной борьбе с восемью другими претендентами получил концессию на строительство Ландваро-Роменской ж.д. Фон Мекк пригласил в компаньоны Дервиза, но тот от сотрудничества отказался, опасаясь потерпеть убытки. Благодаря финансовой поддержке правительства фон Мекк достроил дорогу в одиночку, но ее эксплуатация действительно оказалась убыточной, и ему пришлось прибегнуть к кредиту. Он получил от правительства ссуду в 2,5 млн. руб. под залог акций дороги. Уже после его смерти, когда Ландваро-Роменская ж.д. была слита с Либаво-Роменской, акции были возвращены наследникам.
К концу жизни, добиваясь выгодных контрактов и умело организуя дело, фон Мекк постепенно приобрел огромное состояние. Основу его многомиллионного капитала составляли преимущественно акции построенных им дорог. Когда К.Ф. фон Мекк скончался, в газетах отмечались его большие заслуги в создании сети железных дорог России, а "Московские ведомости" писали, что "миллионы, полученные фон Мекком, положили начало той железнодорожной горячке, которая несколько лет кряду волновала все общество в России".
После смерти Карла Федоровича 26 января 1876 г. в права наследования вступила его жена Надежда Филаретовна, которой он еще при своей жизни отдал половину своего многомиллионного состояния в личную собственность. Так высоко оценил он долю ее непосредственного участия в приобретении этого состояния. "После мужа, - писала она Чайковскому в 1878 г., - мне остались очень запутанные и затруднительные дела, так что без всякой помощи я не могла бы справиться с ними. Поэтому я выбрала помощником к себе моего сына Володю и брата Александра, но главные распоряжения потому сосредоточиваются во мне, что я и опекунша малолетних детей моих, и участница во всех делах, оставленных моим мужем". Деятельность Надежды Филаретовны фон Мекк не ограничивалась делами железнодорожного общества - известна ее удивительно бескорыстная поддержка творчества П.И. Чайковского, во многом обязанного ей своей материальной свободой. Высоко ценя ее отношения к себе, Чайковский писал: "Надежда Филаретовна, каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена вам! Вам я буду обязан тем, что любовь к труду возвратилась ко мне с удвоенной силой, и никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание". В знак благодарности и уважения композитор посвятил ей 4-ю симфонию. На первой странице партитуры он оставил надпись: "Симфония # 4". Посвящается моему лучшему другу".
В семье фон Мекк были и еще имена, вписавшие блестящие страницы в историю русской культуры и общественной жизни. Крупным коллекционером и меценатом, продолжившим семейные традиции, был внук Карла Федоровича, Владимир Владимирович фон Мекк. Он был участником художественного объединения "Мир искусства", возглавляемого Дягилевым и Бенуа, финансировал издание журнала и выставки "Мира искусства", "Русские сезоны" Дягилева в Париже. В.В. фон Мекк заведовал благотворительными учреждениями Великой княгини Елизаветы Федоровны, участвуя в постройке церкви Марфо-Мариинской обители.
Крупными коллекционерами картин были и младшие сыновья Карла Федоровича Николай и Александр. Александр фон Мекк (1864-1911) большую часть своего времени уделял не семейному делу, а общественной деятельности. Он прославился также как известный библиограф, ученый-архивист и путешественник. С его именем связана обширная благотворительная деятельность, а также распространение и развитие туризма и альпинизма в России. Он стал основателем и первым председателем Русского горного общества, сам принял участие в нескольких восхождениях на горные вершины в Европе и на Кавказе. Александр фон Мекк фактически создал русский альпинизм, организовал и поставил его на прочное основание.
Но подлинным продолжателем дела своего отца по строительству железных дорог России стал его брат Николай Карлович фон Мекк (1863-1929). Не имея специального инженерного образования, он сумел на практике овладеть всеми тонкостями нового для себя дела, начав работать в этой области с самых низших ступеней: в депо, конторщиком на Николаевской ж.д. 29 апреля 1884 г. Николай Карлович избирается кандидатом в члены правления Общества Московско-Рязанской ж.д. В 1891 г. оно переименовывается в Общество Московско-Казанской ж.д. Председателем правления его становится Николай Карлович, совсем молодой человек, отличавшийся чрезвычайной работоспособностью, деловыми качествами, исключительной энергией. К этому времени мать его уже отошла от дел, и он всецело берет управление в свои руки. В течение 27 лет он бессменно стоял во главе дороги, которая под его управлением стала одной из крупнейших в России. В первое десятилетие его правления протяженность линий Московско-Казанской ж.д. увеличилась в 9 раз (с 233 до 2,1 тыс. верст). Практически была создана новая железнодорожная сесть в Поволжье, охватившая многие его города: Рязань - Казань, Рузаевка - Пенза - Сызрань - Батраки, Инза - Симбирск, Тимирязево - Нижний Новгород. Способствовала успеху и поддержка его начинаний членами Царского дома. Он пользовался, в частности, поддержкой и покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры императрицы), отзывавшейся о нем как о "честнейшем слуге Царю и Отечеству". Перед Первой мировой войной на его дороге появились мощные магистральные паровозы, а также товарные вагоны повышенной грузоподъемности, первые вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла. В Москве построен холодильный склад, оснащенный немецкой фирмой "Борзиг". После событий 1905 г. на станции Москва-Сортировочная построен многоквартирный дом, а на станции Прозоровская - поселок для служащих дороги. Для подготовки кадров он открыл технические училища, телеграфную школу. Фон Мекк занимался снабжением армии хлебом, оборудуя для этого ж/д станции дополнительными пакгаузами и амбарами. Он состоял членом Общества распространения полезных книг, гласным Подольского уезда. Вместе с братом Владимиром сделал крупное пожертвование Московскому институту благородных девиц. В институте были учреждены три стипендии имени семейства фон Мекк. Увлечением всей его жизни были лошади. В имении "Воскресенское" в Красной Пахре он устроил фермы и конный завод, где выводили коней-тяжеловесов бельгийской породы. Когда в предвоенные годы появились автомобили, фон Мекк увлекся автогонками и был призером многих соревнований. При этом он был человеком разносторонних интересов, любил музыку, играл на скрипке. А женат был Николай Карлович на племяннице Чайковского Анне Львовне Давыдовой. В переписке П.И. Чайковского и Н.Ф. фон Мекк часто упоминается эта молодая супружеская пара. У супругов было шесть детей: три сына и три дочери.
Революция круто изменила жизнь "железнодорожного короля". После Октября 1917 г. Николай Карлович был арестован и посажен в Лубянскую тюрьму. Однако вскоре его выпустили - специалисты были нужны и новой власти. В годы нэпа он занимается вопросами планирования, работает постоянным представителем в Госплане от Наркомата путей сообщения. Параллельно с практической работой он не переставал думать о перспективах развития железных дорог в стране. В это время вышли его книги по истории и экономике железнодорожного транспорта: "Экономика транспорта и ее перспективы в нашем отечестве", "Будущее путей сообщения Западной Сибири" и др. Но судьба его уже была предрешена. Ему и еще нескольким специалистам инкриминировалось "вредительство" на транспорте. 2 июня 1929 г. в "Известиях" появилась статья, в которой утверждалось, что фон Мекк "усиленно охранял имущество частных железных дорог и стремился всеми мерами увеличить его в ущерб бывшим казенным железным дорогам". По приговору ОГПУ в 1929 г. Николай Карлович был арестован. А. Солженицын в своей книге "Архипелаг Гулаг" отмечал стойкость Н.К. фон Мекка и его товарищей, проходивших по этому делу, на следствии. "В пытках ли они погибли или расстреляны - этого мы пока не знаем, - писал он, - но они доказали, что можно сопротивляться и можно устоять...".