0
1151
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.01.2000 00:00:00

Проверено временем

Тэги: баня, традиция


Борис Кустодиев. Русская Венера.

МИР ТЕСЕН. Прогуливаясь по пляжу далекого курорта со вновь приобретенной пассией, мы встречаем соседку по подъезду; выходя к мусоропроводу, сталкиваемся с кумиром своего детства. Теснота мира обуславливается не столько тем, что на планете мало места, сколько особым притяжением определенных мест: стран, ландшафтов, городов, некоторых учреждений, таких, как рестораны, кафе, бани, клубы, концертные залы. Люди стремятся сюда, проводят здесь значительную часть своей жизни. Что же тянет сюда человека? Возможность общения, ощущение полноты жизни, чувство причастности к традиции? Причин много. Но хотелось бы остановиться на одной.

ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Существует важная причина особой притягательности некоторых мест. В своей будничной жизни мы пребываем в обычном состоянии; такое состояние не может вести к эволюционно предполагаемому прогрессу разумного существа. Некоторые ученые считают, что не только и не столько труд, сколько найденные предками человека возможности изменять свое состояние стали причинами появления и эволюции человеческого сознания. Ведь с изменением состояния обостряются способности и чувства, приходят новые ощущения, окружающий мир видится и осмысливается совсем по-другому.

Изменение состояния в древности достигалось путем употребления различных естественных веществ, а также определенными ритуалами. Обычно два этих средства совмещались: суммарное, синергетическое воздействие всегда дает больший эффект. Например, скифы, по словам Геродота, раскаляли камни под войлоком (в парном войлочном шалаше), затем клали на них конопляные зерна, получая такой пар, от которого приходили в восторг и громко кричали. Историк упоминает еще какой-то плод, вдыхая дым от горения которого, скифы опьянялись, "как греки опьяняются вином", пока не начинали танцевать и петь.

Отражение былых, почти шаманских, обрядов - это современная парная баня: веники (а сделанные из рябины и пижмы считаются возбуждающими), ароматные настои для придания пару особых свойств, распорядок (ритуал!) посещения парной и поведения в ней. И конечно же, стремление не только вымыться, но и очиститься духовно, дойти до такого состояния, когда мысли становятся легкими и чувства обретают иные краски. Недаром банный обряд освящен практически во всех религиях. Разве парение до полуживого состояния, опьянение ароматом трав, а потом резкое охлаждение - это только закаливающие процедуры? Нет, русская парная баня помогает достигнуть измененного состояния. "Парение" в бане и в воздухе одинаковы и на слух, и по ощущениям.

Сама собой напрашивается параллель с древней культурой употребления забродивших напитков или галлюциногенных веществ в ходе мистерий и религиозных культов. То же стремление к изменению состояния, к обретению новых качеств сознания и ярких ощущений.

ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Конечно, разговор о чудесах восприятия и мышления надо вести специалисту по мозгам. Можно также обратиться к попыткам научно-популярного или художественного воплощения пережитого опыта - Де Квинси, Бодлер, Кастанеда, Маккена. И даже У.Берроуз. Или следует углубиться в праисточники - Авесту (божественный напиток хаома), Рамаяну (сома и амрита), Эдду (мед поэзии), греческие мифы (как амброзия, так и вино) и т.д. Но если все упростить донельзя, то изменение сознания можно описать как возникновение в человеческом мозгу особых, новых отношений между системами, определяющими мыслительную работу: органами чувств, первой и второй сигнальными системами, разными рефлекторными дугами и т.д. Эти отношения порождают совершенно особое восприятие, оценку и анализ внутренних и внешних впечатлений. Обретая немыслимые ранее ощущения, человеческое сознание, подготовленное особым способом (например, неким ритуалом), обретает новые способности. После подобных переживаний человек уже не может оставаться прежним. Он узнал что-то большее, чем данное повседневным опытом. "Сны о чем-то большем". Для попыток выражения нового создаются новые слова и понятия, для попыток воплощения увиденных и, главное, осознанных необычных структур придумываются новые механизмы, устраиваются неожиданные мероприятия. Сейчас ученые много говорят о синергетических движениях в языке как способе сознания догонять процесс становящегося бытия; о синергетических движениях в обществе как способе бытия воплощать духовные, появляющиеся в сознании структуры. Синергетические - значит в конечном счете однонаправленные взаимодействия компонентов сложных систем. Как беляевский Ариэль устремлялся в небо, укротив броуновское движение атомов и направив его ввысь, так и хаос мыслей и действий упорядочивается ритуалом.

Бестолковое воздействие на сознание, популярное в некоторых кругах и считаемое либо особым "энергетическим процессом", либо просто "удовольствием", не позволяет отточить каждое мыслительное движение и обрести мастерство исследователя "невидимых ландшафтов". Человек слаб перед лицом неизведанного, и только ритуализация погружений в измененное сознание подготовит к общению с иной реальностью. Для того чтобы человеческие игры с неизведанным приносили прогрессивные изменения в реальную жизнь, чтобы сознание воспринимало и понимало совершенно новые структуры, состояния, чувства, оно должно концентрироваться и направляться с помощью обрядов, которые, как известно, тоже имеют надчеловеческую природу.

СВЯЗЬ ДВУХ ТРАДИЦИЙ

Стремление к изменению состояния делает очевидной взаимность двух древнейших культурных традиций. Второй, не менее важный аспект, общий для рассматриваемых церемоний, - уникальная способность объединять людей. И в бане, и за чашей возникает чувство единения и общности интересов, почти предельная искренность между зачастую очень разными, малознакомыми людьми. В бане ведь, как говорится, "без чинов и званий, и млад, и стар". И парилка, и выпивка, как в своем роде экстремальные условия, показывают всю человеческую подноготную. Недаром курляндец Яков Рейтенфельс в конце XVII века писал: "Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не наевшись и не напившись затем за одним столом". Да и в наше время даже судьбы России иногда решались в банях и в ходе последующих возлияний. В романе В.Шишкова "Емельян Пугачев" купец уговаривает непьющего атамана принять после бани: "Сказано: год не пей, а после баньки - укради да выпей". А Петр Первый, говорят, изрекал: "После бани продай грязное белье, но выпей".

Известный исследователь бань А.Галицкий пишет: "Русские бани предназначены для омовений, а не для развлечений, оттого тесные". Конечно, никто не усомнится в целебном предназначении бань. Но в том-то и суть человеческого развития, что каждый отдельный элемент быта перерастает свои прямые функции, чтобы успевать за потребностями людей. Так, кухни в Советском Союзе стали ночными клубами и антисоветскими центрами, а газеты использовались совсем не как источник информации. Вспомним древнеримские термы. Конечно, здесь не было парной (в лучшем случае - горячие источники и нагревающиеся каменные полки), но граждане проводили здесь целые дни за трапезой, за беседой, за книгой (как ни странно, в зданиях терм предусматривалась и библиотека). Да и здоровье свое каждый видит по-своему, а народные традиции таковы, что один иностранец в 1709 году писал: мол, у русских три доктора - во-первых, баня, во-вторых, водка, "которую пьют, как воду или пиво, все те, кому позволяют средства", и, в-третьих, чеснок, который "едят сырой среди дня". А Адам Олеарий в 1633 году привел такой русский рецепт от какой-то болезни: в вино всыпается порох или толченый чеснок, выпивается чарка, затем надо париться два часа. Конечно, многое здесь утрировано, но нет дыма без огня.

Русская банная традиция чрезвычайно расширилась, но при этом сохранила свою главную особенность - влажную парилку с веником и травяными настоями, за которой следует насыщение уставшего тела различными напитками. Именно парилка, полутемная, жаркая, но с влажным, мягким (в отличие от сухого жара сауны) воздухом является ядром любого банного комплекса с "русским" уклоном. Тем более за рубежом. Дело в том, что традиционная русская баня - одна из старейших в мире. Западноевропейская средневековая христианская церковь запрещала любые бани, видя в них источник разврата. Да и общая для всей Европы проблема с топливом возникла уже в средние века - леса вырубались под пашни и пастбища, ископаемый уголь был очень дорог и добывать его начали гораздо позже. Вот и признавалась королева Изабелла Кастильская, что мылась лишь два раза в жизни: при рождении и перед свадьбой. А культура употребления ароматов, говорят, развивалась в Европе так активно потому, что нужно было истреблять запах немытых тел.

По словам летописца, святой апостол Андрей после путешествия по Словенской земле рассказывал в Риме о том, как тамошние жители "разожгут баню докрасна... возьмут на себя прутье молодое, и бьют сами себя, и до того добьются, что едва вылезают, чуть живые, и обливаются студеной водою, и только так оживают и делают так во все дни, никем не мучимые, но сами себя мучат, а это у них омовение, а не мучение". И все "слышаще дивляхуся".

Конкуренты русской бани - это, например, римские термы, турецкие бани. Сравним их с нашей. В термах горячая вода текла по специальным каменным углублениям, и лежащие сверху каменные плиты сильно нагревались. Но и быстро остывали. А ведь дерево хранит тепло гораздо дольше и отдает его смягченным, влажным - важное преимущество перед камнем. В краях, где лес не рос или был сведен на нет, бани создавались при горячих источниках. Для разогрева воды в некоторых южных странах использовалось специфическое топливо - кизяк, и понятно, что здесь нельзя было совмещать печь и умывальню в одном помещении. Но если топишь ароматными дровами, то эта проблема исчезает. Недаром на Руси были распространены "черные" бани с печью без дымохода (после прогревания бани перед парением и мытьем дым выпускался через дверь). Ну а вместо знаменитых римских бассейнов у нас - соседняя речка, озеро или свежий снежок.

БАННЫЙ БУФЕТ

Неразрывны традиции банного обряда и принятия спиртного. Знаток старой Москвы Владимир Гиляровский писал, что буфет в Сандуновских банях существует с самого открытия бань. Во времена, когда их посещала грибоедовская и пушкинская Москва, в буфете можно было найти все - от кваса до шампанских "моэт" и "аи". Журналист пересказывает историю, как знаменитого Дениса Давыдова после парилки угощали брусничной водкой, а тот, вспомнив пушкинское: "Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда", поучал окружающих, что, мол, великий поэт употреблял эту воду с араком. И вот уже банщик несет бутылку арака!

Но русская народная традиция предпочитает после бани традиционное пиво или водку. Сначала медовуха, потом брага - вот какими испокон веков были народные напитки. Это связано с нашим климатом, не способствующим виноделию. Ячменное пиво, ржаная, пшеничная, а потом и картофельная водка. Свои хорошие вина появились на юге Руси только в XVIII веке. Да и то они, как и французские, были доступны лишь высшим сословиям.

В советское время о водке, вине, закуске и не упоминалось. Только пиво. Та обстановка, что характеризуется знаменитой фразой: "Мужики пиво с раками пьют", - вряд ли до конца соответствует предполагаемым целям изменения состояния путем банного ритуала. Но принцип сохранен. Хотя участники церемонии в хитонах, как олимпийские боги, здесь не до тонкостей этикета, здесь единственное место, где можно питаться, вытирая руки о самого себя. В нынешние времена, сохраняя чистоту банного ритуала, состав напитков, принимаемых после бани, можно разнообразить по своему усмотрению. Главное - оставаться на уровне исследователя глубин сознания и неисчерпаемых возможностей организма, не опускаться до уровня "досуга в сауне с мальчиками и девочками".

Во время Великой Отечественной в банях организовывали санпропускники - так требовала обстановка, было не до жиру. Но парадокс заключался в том, что и в мирное время народ не считался достойным особой роскоши. Партийное начальство общественные бани не жаловало: у него были свои собственные сауны за высокими заборами госдач. Да и времена менялись - теперь у каждого в доме шла горячая вода. Баня перестала быть насущной необходимостью. Но традиция жила - народ в баню шел. Что такое тогда было 15-60 копеек, стоимость одного сеанса? Поэтому выстраивались огромные очереди ("один пройдет"... "двое пройдут"). А раз уж зашли, то сидели подолгу: создавались банные компании. Пиво подавали. Водку приносили с собой либо приобретали у банщиков из-под полы, особенно активно в жуткое время антиалкогольного кризиса.

* * *

Из всего сказанного не следует делать вывод, что банные процедуры, сопровождаемые последующими возлияниями, являются чем-то из ряда вон. Для человеческой жизни они так же обычны, как и любая другая традиция. Баня остается символом телесной чистоты, связи человека с водой, с растениями. Баня остается оздоровительной, гигиенической процедурой. Но души, которые, подстегиваемые вениками, носились по парилке, а потом, насыщаемые воздушными напитками, плавали в небесах, будут просить и требовать новых и новых встреч с Духом. А эволюционный мотор естественного развития будет двигать сознание вперед по неисследованным пространствам. Сауна, ванна, душ - это славно, но приземленно. Банный обычай, как и многие другие ритуалы, заставляет активно работать и сознание, и тело.

В наши дни и распространение, и борьба с распространением искусственных и синтетических препаратов наркотического воздействия стали очень важным, денежным делом. С одной стороны - потеря здоровья и жизни от бесконтрольного, неестественного употребления неестественных веществ, с другой - противоестественное запрещение употребления натуральных продуктов и их компонентов, нажива на противоестественных страстях. Враждующие стороны совместно движутся против природы и действуют против нашего естества. Чувство и понимание могут помочь противостоять такому нажиму, а проверенные Богом и временем ритуалы позволят придерживаться естественного пути развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
138
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1164
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1611
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1193

Другие новости