0
1911
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.12.1999 00:00:00

Судьба Махатмы

Тэги: Индия, Ганди


НЕОБЫЧНОЕ дело было принято недавно к производству в Верховном суде индийского штата Махараштра. Известный драматург и историк Прадип Чандракант Дальви подал иск о пересмотре обстоятельств происшедшего 51 год назад убийства Махатмы Ганди - одного из руководителей национально-освободительной борьбы индийского народа против британских колонизаторов.

"На основе анализа имеющихся материалов, газетных статей того времени и другой информации, - говорится в исковом заявлении, - становится совершенно очевидно: имеется достаточно оснований полагать, что не проводилось тщательного расследования обстоятельств убийства и что имелись некоторые личности, которые были вполне заинтересованы в этом преступлении, а также в том, чтобы истина была запрятана глубоко в недра судебной канцелярии". Далее Дальви указал, что все судебные отчеты по этому делу он собирается опубликовать, чтобы добиться нового расследования, в результате которого должны быть выявлены истинные мотивы убийства и названы имена тех, кто в нем замешан.

Напомним, что утром 30 января 1948 г. в Дели, когда Махатма Ганди, как обычно, вышел на лужайку перед домом, где жил, и собирался выступить с лекцией-проповедью о пагубности насилия, из толпы выскочил молодой человек с револьвером и убил его тремя выстрелами. Так завершилась жизнь самого искреннего в своих помыслах и действиях политика заканчивающегося века, человека, происходившего из очень зажиточной семьи и касты торговцев "бания", но оставившего после своей смерти лишь пару сандалий, очки, посох и книги.

Помимо зажиточности - например, дом в Порбандаре, что на морском берегу штата Гуджарат, где родился Мохандас Карамчанд Ганди (там сейчас музей), даже сегодня выглядит очень внушительно, - его семья была чрезвычайно консервативной и религиозной, свято следовала всем традициям индуизма. Мы привычно представляем себе его традиционный облик - дхоти (длинная набедренная повязка), сандалии, посох, очки, оттопыренные уши и седые усики, - но он не всегда был таким. В начале своей адвокатской деятельности Ганди, по свидетельству современников, носил европейский костюм с таким изяществом и непринужденностью, будто в нем родился. И всегда, что бы он ни делал, все выглядело просто и естественно.

Сейчас, спустя 51 год, уже улеглись страсти, бушевавшие вокруг личности этого необычного человека, которого Уинстон Черчилль называл не иначе как "бунтующий факир". Они перешли в устойчивый интерес к деяниям великого индийца, к его идейному и политическому наследию и роли в истории страны. Даже в современной политической индийской жизни отношение той или иной партии к Махатме Ганди заметно влияет на число ее сторонников.

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября (этот день сейчас в Индии является национальным праздником) 1869 г. После окончания школы встал вопрос о дальнейшем обучении. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, но для этого надо было ехать в Англию, а строгие правила касты "бания" запрещали покидать пределы Индии, и старейшины были против. Когда же Мохандас настоял на своем, его отлучили от касты, что означало лишение поддержки со стороны мощной и влиятельной общины. Однако в 1888 г. юноша все же уехал в Англию. В годы учебы он общался со многими известными индийцами, которые все чаще задумывались о независимости Индии.

Получив диплом адвоката, Мохандас вернулся на родину, но вскоре получил приглашение поработать по специальности в Южной Африке, бывшей тогда фактически колонией Британии.

Однако очень скоро адвокатская практика отошла на второй план. Ганди основал Индийский конгресс Наталя (провинции, где работал), вступив, таким образом, в политику. Занялся он и благотворительностью. Работал акушером, лекарем, прачкой, ассенизатором, землекопом, плотником... Чтобы содержать семью, продолжал трудиться в собственной адвокатской конторе, занимаясь третейским решением земельных споров. Дело это было малодоходным, поскольку решения и действия "цветного" юриста не воспринимались белым населением. Тогда Ганди оставил практику и сумел купить небольшой участок земли, обработка которой давала средства на жизнь и на издание собственной газеты "Индиан опинион" ("Мнение индийца"). Одновременно он продолжал борьбу за права индийцев, которых англичане нещадно эксплуатировали. Тогда и родился способ отстаивания своих прав, ставший впоследствии известным во всем мире - сатьяграха (название, кстати, было предложено его сыном Маганлалом), что означает "упорство в истине". Смысл сатьяграхи - гражданское неповиновение и ненасильственное несотрудничество. Этот новый способ оказался настолько необычным и потому действенным, что власти сделали все, чтобы упрятать Ганди в тюрьму. Однако, выйдя на волю, он продолжил борьбу. В итоге в 1914 г. власти подписали с Ганди соглашение, сделав многочисленные уступки индийцам. Это была победа, и Мохандас в 1915 г. вернулся в Индию национальным героем, поскольку, как оказалось, весь мир напряженно следил за его борьбой против британцев и за права своего народа.

Так Мохандас Ганди на практике доказал, что ненасильственным путем можно добиться многого. Он был уже опытным политиком. Однако ему остро недоставало знаний о собственной стране, где он не был более 20 лет.

Тогда в Индии хотя и раздавались голоса о необходимости свержения британского колониализма, но они были очень разными - от сторонников самых крайних и экстремистских действий до весьма умеренных. Несмотря на то что существовала общенациональная партия, поставившая своей целью достижение независимости - Индийский национальный конгресс (ИНК), у нее не было признанного лидера и четкой программы. Все хотели независимости, но не знали, как ее добиться, и боялись сделать первый шаг против всесильных британцев.

Время требовало появления Ганди, и он появился. Он смог успешно соединить вековые чаяния индийского народа о мире и социальной справедливости с антиколониальным движением, традиционные верования и национальные устремления народа - с его борьбой за свободу, привнести в религию политическую практику, превратить абстрактную веру в активное целеустремленное действие. Мохандас Ганди тогда еще не стал "Махатмой", но уже был реальным символом борьбы против колонизаторов.

В индийский период деятельности Ганди появились на свет такие нетрадиционные в рамках сатьяграхи формы борьбы, как "хартал" (остановка работы), "бандх" (закрытие предприятий и учреждений), "гхерао" (окружение плотным людским кольцом чиновников, чтобы они не могли попасть к месту работы; при этом нельзя было касаться их), бойкот английских товаров и пропаганда "свадеши" (отечественное производство), нарушение соляной монополии англичан (помните: "Ганди пошел в Данди" - местечко на западном побережье, где Ганди и его сторонники прямо у кромки моря выпарили соль из морской воды, что каралось строгим тюремным заключением). Он ввел в практику конгрессистов изготовление "кхади" - домотканого полотна, которое на ручных ткацких станках ткали поголовно все члены ИНК, чтобы не пользоваться английскими тканями. Конечно, лидеры ИНК предпринимали и другие антианглийские действия, но объединяющей фигурой неизменно оставался Ганди. А действенность его методов заключалась в том, что все они были очень просты и понятны, не требовали специального обучения и позволяли каждому участвовать в движении, которое в итоге охватило всю Индию. Кроме того, Ганди вел агитацию не на партийных съездах, а среди народа. Так у ИНК и у всех индийцев появился лидер, популярность и авторитет которого не имели себе равных, лидер, который пообещал народу "сварадж" (дословно - "самоуправление", но, по сути, независимое государство).

Все это настолько раздражало английскую колониальную администрацию, что она не стеснялась в средствах, чтобы подавить национально-освободительное движение: были и аресты, и жестокие избиения участников демонстраций и митингов, и массовые расстрелы. Однако после окончания Второй мировой войны стало совершенно ясно, что одна из держав-победительниц - Британия - вот-вот потерпит сокрушительное поражение в Индии.

Тогда англичане дали понять индийским националистам, что готовы предоставить стране независимость, но с одним условием - разделив Британскую Индию на два государства: мусульманский Пакистан и индуистскую Индию. Политические деятели (как всегда и везде в подобной ситуации) сразу ухватились за эту идею: ведь она давала им реальную возможность прийти к власти и разрешить политические разногласия между ИНК и Мусульманской лигой. Так на карте мира появились мусульманский Пакистан, состоявший в то время из Западного и Восточного Пакистана, и не индуистская, но светская Индия. Ганди, ставший к тому времени уже "Махатмой" и "отцом нации", был с самого начала категорически против такого решения и считал, что Индия должна быть единым и светским государством, где все религии живут в мире и гармонии.

Но к тому времени Ганди уже не был нужен политиканам, он свое дело сделал и начал им мешать, потому что бросал в народ искры недоверия к их действиям (но здесь ли следует искать ответы на те вопросы, которыми задался Прадип Чандракант Дальви?). Махатма Ганди уже не испытывал особой радости по поводу достижения Индией независимости: после раздела страны в движение пришли миллионные массы, индусы стремились в Индию, мусульмане - в Пакистан, происходили многочисленные кровавые столкновения, возникали целые города беженцев. В одном Дели их скопилось более 400 тыс. А всего более 6 млн. мусульман и 4,5 млн. индусов переместились из одной страны в другую и около 700 тыс. при этом погибли. Тогда же возникла и проблема Кашмира - как всегда возникают территориальные вопросы при развале страны. По условиям раздела штат Джамму и Кашмир вошел в состав Индии. В Пакистане сочли это несправедливым, так как Кашмир населен мусульманами. С тех пор Пакистан и отстаивает свою позицию с помощью вооруженных экстремистов.

Трудно переоценить значение идей Махатмы Ганди и роль его методов для Индии, ставшей независимой. Но получается, что и ненасилие имеет свои пределы. Ведь эта независимость далась очень дорогой ценой.

Махатма Ганди был непростой личностью. Но никто и никогда не мог упрекнуть его в нечестности, неуважении к другому, нехватке патриотизма, отсутствии трудолюбия. Наоборот. А самоотверженность, твердость в отстаивании своих идеалов, бескорыстное служение родине и поставили его в ряд самых выдающихся людей ХХ века. Недаром, говоря о Махатме Ганди, великий Альберт Эйнштейн воскликнул: "Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле".

Убит он был неким Натхурамом Годсе, членом индуистской шовинистической организации, из которой спустя много лет, претерпя существенные метаморфозы, выросла Бхаратия Джаната парти - одна из двух ведущих политических сил современной Индии, правившая страной с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. и лишившаяся власти лишь вследствие сложной интриги внутри правившей коалиции. Таковы причуды истории...

Дели


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
589
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
741
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
631
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
507

Другие новости