5
11536
Газета Печатная версия

25.03.2019 18:45:00

Вечное мерцание неистощимого ницшеанства

Человечность определяется отношением личности к абсолютным ценностям

Андрей Зубов

Об авторе: Андрей Борисович Зубов – доктор исторических наук.

Тэги: история, философия, общество, политика, ницше


история, философия, общество, политика, ницше Пиво все-таки не виновато в том, что есть фашизм или нынешние фанаты ницшеанства. Фото Харальда Гровена

Существование людей, мягко говоря, с усеченной моралью является вечной проблемой человечества, она родилась не в ближайшие к нам столетия. Фридрих Ницше, являвшийся, как я считаю, отцом аморализма в современном мире, называл своими предшественниками Цезаря Борджиа, Наполеона, Юлия Цезаря, Александра Македонского. Он считал их предтечами будущего сверхчеловека – Ubermensch. Сверхчеловек отвечает шипению «дракона» (под которым подразумевалась Церковь) – «Ты должен» львиным рыком: «Я хочу!»

Сверхчеловек Ницше превыше всего ставит собственное «я». И при этом он из своего мировоззрения напрочь убирает религиозную составляющую, поскольку она даже в эгоистических интересах человека заставляет его считаться с некоторыми моральными нормами ради достижения вечности, путь в которую «контролирует» Бог. Поэтому Ницше, с одной стороны, провозглашает абсолютный примат человеческого самоутверждения и безудержную волю к власти (der Wille zur Macht) и этим определяет сверхчеловека будущего, а с другой стороны, убирает все виды религиозности. Хотя при этом не может отказать историческому Христу тоже в некоторой сверхчеловечности. Но при этом Ницше говорит, что это качество Христа обесценено тем, что Он жил ради других. А надо жить только ради себя.

Таково кредо Фридриха Ницше. И мы знаем, что до сих пор очень многие люди, особенно молодые, зачитываются этими, с позволения сказать, нехитрыми мудростями.

К этому можно добавить, что во время Первой мировой войны немецкие юноши, уходя на фронт, брали с собой три книжки: Библию в переводе Лютера, «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете и «Так говорит Заратустра» Ницше. Троцкий и Ленин зачитывались Ницше в молодости. А Гитлер даже распорядился положить книгу «Так говорит Заратустра» в склеп Гинденбурга вместе со своей «Майн кампф» и «Мифом ХХ века» Розенберга. Не забудем, что по духу своему ницшеанцем был и Карл Маркс. Для этого достаточно прочесть его раннюю поэзию, письма Энгельсу. Мы видим в этих текстах неуемную жажду власти и непреклонное самоутверждение.

Я убежден, что ХХ век можно назвать столетием Ницше. То, что Умберто Эко называл «Вечным фашизмом», скорее можно определить как «Вечное ницшеанство», которое шире фашизма.

Но возникает вопрос: почему появляется и как развивается это мировоззрение? Ведь тот же Ницше происходил из вполне благополучной семьи, где в нескольких поколениях были потомственные пасторы. Ничего предосудительного в его роде, кажется, не было. Думаю, тут надо признать значение и силу личного выбора. Если Зигмунд Фрейд те или иные поступки и устремления людей объяснял через сексуальные отклонения, желания, сновидения, то «вечное ницшеанство» можно определять через отношение к абсолютным ценностям. Эти ценности провозглашены в религиях. Но они больше, чем религия.

Если мы будем переходить от одной религиозной системы к другой, то мы всюду увидим одни и те же принципы. Они сводятся к тому, что не надо делать другому того, чего ты не хотел бы, чтобы делали тебе.

Аморальными людьми движут абсолютно противоположные принципы. Иисус говорил, если хочешь быть первым – будь всем рабом, а вот аморальная концепция предлагает: хочешь быть первым – сделай рабами всех. На этом принципе основана реальная, а не идеологически закамуфлированная мотивация диктаторов самого разного толка.

«Я освобождаю вас от совести», – говорил Гитлер немецкому обществу. А знаменитый интерпретатор его афоризмов правовед Карл Шмитт пояснял: «Фюрер – вот воплощенная совесть нации». 

Коммунистические идеологи ссылались на новую пролетарскую мораль. Об этой морали Ленин говорил на III Съезде комсомола, поясняя молодежи, что пролетарская мораль не имеет ничего общего с буржуазной этикой. В реальности эта доктрина оборачивалась полным аморализмом. «То, что хорошо моему классу, то есть мне как его выразителю, то и хорошо в принципе».

Это напоминало готтентотскую мораль XIX века. Но готтентоты – древнее африканское племя – здесь совершенно ни при чем. То, что выражалось в ленинской концепции, ярче всего отразилось в анекдотах. «Миссионер: «Ты знаешь, в чем разница между добром и злом?» Готтентот: «Конечно. Добро – это когда я украду чужой скот и чужих жен, а зло – когда у меня украдут». Или еще: «Пойдем бить других!» – «А если они нас?» – «А нас-то за что?»

То есть здесь можно говорить об эгоистической ницшеанской псевдоэтике. И на этом построен любой тоталитаризм, который возводится не ради какой-то идеи, не важно, высокой, глупой или неверной. В этом смысле все идеи являются лишь идеологией, дымовой завесой крайнего эгоизма власти, для которой народ лишь средство ее укрепления и самовозвеличивания. Для верующего сознания это, конечно, чистый сатанизм.

Мы можем убедиться, что в микроформах этот эгоизм встречается в самых разных общностях вплоть до семьи, где муж (или жена) пытается не помогать другому, а жить за его счет. И не обязательно это связано с материальным обеспечением. Часто это компенсирует какую-то моральную, интеллектуальную неполноценность, в результате которой один стремится взять власть над другими.

Альтернативой этому может выступать только конвенциальная мораль, подразумевающая служение другому или другим. В Евангелии это выражено так: «Если хочешь быть первым – будь всем слугой».

По-моему, мир как сейчас, так и тысячи лет назад стоит перед этой альтернативой. Но особенность ХХ и ХХI веков в том, что моральная составляющая всех религиозных систем крайне разрушена. Судя по опросам, не менее половины людей европейской культуры признаются в том, что они неверующие и не соотносят свою жизнь с теми моральными нормами, о которых я говорил выше.

Это очень опасно, потому что в течение одного-двух поколений бездуховной жизни люди остаются вовсе без нравственных ориентиров, которые в их родителей и дедов еще успели заложить верующие в Бога предки. И этот вакуум отражается в процессах усиления стремления к тоталитаризму, в основе которого всегда стремление к самоутверждению за счет других людей.

Это всегда именно процесс, который интересует социологов, психологов. Ясно, что это всегда свободный выбор человека. Даже тогда, когда он выходит за пределы конвенциональной морали и становится на путь террора, насилия и т.д.

И тут кроме психологии выказывает свои намерения идеология тех, кто властвует. Недаром же Гитлер назвал собственную идеологию национал-социализмом. Исходя из этого, он свою нацию стремился не рушить, а беречь, возвышая над другими. Конечно, в интересах власти он убивал и немцев, включая соратников, в которых видел соперников. Но все-таки этнический отбор преобладал. Уничтожались и порабощались прежде всего «расово несовершенные» народы и люди.

В свою очередь, большевистская власть опиралась на классовый принцип управления страной. Отсюда пролетарская диктатура, уничтожение активного и зажиточного крестьянства, мыслящей интеллигенции и духовенства.

Сталин был абсолютно чужд любых националистических предрассудков. Однако классовый принцип борьбы сулил даже большие перспективы. Мировая революция, огромная армия агентов Коминтерна, «Смерть врагам народа!»… Понятно, что все эти лозунги на поверку означали совершенно иное – вся власть должна принадлежать Сталину, мир должен жить по его воле, уничтожаться должны все враги Сталина. Коммунизм – только дымовая завеса для одержимого ницшеанским эгоцентризмом сознания «вождя».

И все это вылилось в огромную трагедию нашей страны, народ которой и ныне не очень хорошо учит уроки своей истории… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(5)


Боб 20:20 25.03.2019

Какая клевета! Сталин стал Сталиным не сразу. Вот они пришли к порезанным шашками анархистам, запах говна и крови, трупы в большом количестве. Сталин в ужасе! А Будённый ему как Лефорт Петру: "А войны без жертв не бывает!" Потом выяснилось, что взяв власть, не знали, что с ней делать. Научились её только удерживать. Задачи на перспективу сформулировал и ответственность за судьбу страны взял Сталин. И дело пошло. Методы, конечно, были страшны, но и цели были велики. Всё, что обещал, выполнил.

Боб 20:30 25.03.2019

Война. Гитлер обманул, подлец. Сталин в трансе членам Политбюро: "Ленин нам оставил могучее государство, а мы его просрали". Ошибку исправил. В основном за счёт русского народа. Но, например, Гога Жуков, хоть и был военный гений, как чуваг был жестокий и кровожадный. Русов, хоть и сам рус Иван, не любил. Уничтожал не глядя. Это шло от детства. От обиженной матери. Он мог бы и не родиться. Продули бы в войне. Жестокость была всемирным трендом, и Сталин был правилом, не исключением.

Боб 20:44 25.03.2019

Опять же это была езда в неведомое. А сталинизма требовала масса, люди сделавшие революцию и не принявшие НЭПа. Сталин выполнял социальный заказ. Интеллигенции и крестьянства, предавшего Бога, Царя и Отечества, мне не жаль. Поделом. Мало. Надо было больше всыпать. Жаль духовенства. Жаль офицерства. Геноцид, неизбежный при любой первой индустриализации, был тоже избыточен. Думали, что бабы новых нарожают. Ан-нет, не нарожали. Бабы стали дамами, их принудили и к этому, как и к профессиям.

Боб 20:51 25.03.2019

Сейчас не рожают, ибо бедны. Жизнь дорога, как в Японии. Прав будет скоро столько же, сколько в Южной Корее. Нищета караулит бедность. Это явление я называю "социальным монашеством". Для элиты всё равно, кто будет рабом. Наприглашили так называемых "чурок", Пусть замещают русский народ. Говорящие орудия нужны. Русский народ - больше нет. Если бы не Сталин не успели бы подготовиться к войне, новый Чингисхан из Германии нас бы уничтожил как нацию и страну. Сталин это понимал.

Боб 20:59 25.03.2019

Русский народ выделял, считал себя человеком русской культуры. Я знаю, что под "дымовой завесой" если Сталин что и скрывал, то не мелкобуржуазное ницшеанство, Знаю также, что под своей завесой новейшие , с позволения сказать, вожди скрывают "дырку", но не ту, что с волосами, а "дырку от бублика" и фигу всем нам. Они в отличие от нас выучили уроки, но не своей страны. Отличнички!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возле будуара

Возле будуара

Денис Захаров

Веселые мемуары и послания другу Пушкина

0
454
Перезагрузка в чистилище

Перезагрузка в чистилище

Алексей Белов

Сочетая несочетаемое, или Мостик между древним миром и современностью

0
472
Островок музыки и смыслов

Островок музыки и смыслов

Анна Аликевич

Читательское гадание на книжном зеркале

0
316
Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков: Сергея Лаврова в отличие от Джанет Йеллен встречали в Пекине красной дорожкой

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 15. 04. 24

0
1536

Другие новости