0
3968
Газета Интернет-версия

28.03.2017 00:01:00

Соцсети рождают не только своих героев, но и своих просветителей

Сергей Вахначев

Об авторе: Сергей Васильевич Вахначев – сетевой читатель и блогер.

Тэги: общество, интернет, соцсети, блоги


общество, интернет, соцсети, блоги В московской библиотеке имени Достоевского читатели живут в двух эпохах – Гуттенберга и Интернета. Здесь любят обоих. Фото Агентство «Москва»

«Властная риторика в отношении молодежи». Считаю, что такая фраза может заинтриговать. Что за ней – воспитательная программа, система сдерживания молодых людей в определенных нормах поведения или предупреждение о какой-то опасности, поджидающей их там, где они ее не ждут.

Оказалось, что так называется доклад доктора социологии Искандера Ясавеева о тех исследованиях, которые он с коллегами ведет уже не один год в НИУ ВШЭ.

Это, как рассказал на YouTube сам ученый, речь об исследовании того, какие риторические идиомы и лейтмотивы используются властями, чтобы доходчиво влиять на формирование мировоззрения и поведение молодежи.

Естественно, что главной фигурой в этом проекте не мог стать никто другой, кроме президента РФ Владимира Путина.

В работе были исследованы тексты выступлений Путина за время его третьего президентского срока (2012–2016), в которых он использовал ключевые слова «молодежь», «молодежный» и «молодые». Были также рассмотрены стенограммы различных заседаний, форумов, докладов и отчетов тех структур, которые занимаются делами молодежи.

Если бы существовал рейтинг словосочетаний, используемых в разговорах властей с молодыми россиянами, то на первом месте была бы «внешняя угроза». А уже на ее фоне такие словосочетания, как как «борьба за умы», «манипуляция сознанием», «навязывание норм и ценностей», «провоцирование конфликтов» и т.д. Причем, от кого конкретно исходит эта угроза, обычно не уточняется. Часто звучало близкое по смыслу, но тоже расплывчатое: «глобальные тенденции и вызовы».

Но там, где угроза, всегда возникал мотив защиты, причем звучал в двух вариантах. Первый: государство намерено защитить молодежь. Второй: власть рассчитывает, что молодые люди помогут защитить страну. Прежде всего – служа в армии.

Социолог, не ставя под сомнение патриотизм как мировоззрение и общественное благо, считает, что в интерпретации российского руководства он «довольно сильно милитаризован».

Этому я нашел интересное подтверждение на сайте фонда «Общественное мнение». Согласно опросу, сделанному в феврале, 66% молодых считают: служба в армии – «школа жизни». И лишь 24% уверены в том, что служить в армии – только время терять.

Другим ответом на «глобальные тенденции и вызовы» чаще всего назывался возврат к неким традиционным ценностям, необходимость которого считается аксиомой. Но сами «ценности обозначены обычно максимально расплывчато», считают авторы исследования. В отличие от выступления Путина в 2015 году в образовательном центре для одаренных детей «Сириус». Там, Владимир Путин единственный раз перечислил «истинные ценности». Это «честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга».

Социологи заметили, что все перечисленное касается ответственности и долга (в том числе перед государством), но свобода в списке ценностей отсутствует. Они делают вывод, что риторика власти по отношению к молодежи направлена на конформизм и «стабильность», но не на развитие.

И опять же ФОМ уполномочен заявить, что 75% россиян считают: важнее обеспечить в стране стабильность, чем проводить реформы.

В целом же лейтмотивы, выбранные властью по отношению к юношам и девушкам, как полагают социологи ВШЭ, прагматичны и направлены на снижение «внешнего воздействия» на молодежь.

Но молодежь, она не вся такая уж поддающаяся на воздействия. Как на внешние, так и на внутренние. Есть среди них немало и самостоятельных персон. К таким я отношу Алексея Кнорре, молодого социолога.

Он закончил факультет политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Специализировался на социологии науки, а работать стал в Институте проблем правоприменения при вузе, который закончил. Ну, ладно бы взял какую-нибудь уютную тему, да и долбил помаленьку. Так нет же, стал исследовать статистику преступлений, связанных с наркотиками. Так случилось, что подготовленная им с коллегами критическая работа «Как МВД и ФСКН борются с наркотиками» была подтверждена упразднением ФСКН как службы, всего лишь дублирующей МВД.

По этой тематике и по криминальной статистике можно найти в сетях как его статьи, так и видеозаписи лекций. Мне кажется, что такая энергия им движет из-за любви к прикладной социологии. Вот отрывок из одного его монолога: «Мне кажется, что социология сложнее физики, потому что в ней сложнее разобраться: недостаточно просто учиться в университете, где тебя будут пичкать заданиями, и найти научного руководителя, который будет помогать тебе строить научную карьеру. В социологии, с ее разными и иногда противоречивыми научными школами, множеством людей, выдающих себя за людей науки, но пишущих очевидный бред, нужно обладать двумя главными чертами – любознательностью и мужеством.

Вначале о том, как появился этот текст. Я поступил на факультет социологии с четким пониманием «зачем»: мне, в общем, было интересно, как живет та штука, которую все привыкли называть обществом. Почему нужно ходить в школу, а в школе все устроено именно «так», почему одни люди зарабатывают больше, а другие меньше, почему в одних случаях за убийство людей дают медали, а в других – тюремный срок и т.д. Для многих людей ответы на эти вопросы кажутся очевидными, но если попробовать осторожно поспрашивать и почитать об этом в разных местах, то получаются правдивые и при этом противоречащие друг другу ответы. Например, убийство других людей – война – существует для того, чтобы защищать Родину. Но что такое Родина? И почему за нее нужно умирать? Такой вопрос кому-то может показаться даже оскорбительным – ведь Родина же! Тяга к тому, чтобы задавать вопрос и видеть свое (и чужое) незнание там, где «вроде бы все и так ясно» – это важная часть мышления разных людей, чьи книги, статьи и речи в итоге составляют корпус знания социологии».

Еще мне понравился отрывок из его лекции, где он рассказывает о той части социологии, которая вполне может носить приставку «псевдо».

Алексей встретил такого «теоретика» на конференции, где тот предварительно раздал присутствующим свою работу. Кнорре начал читать и не смог ничего понять. Его настигло чувство собственной неадекватности и необразованности. Оно не покидало его до тех пор, пока он не сказал себе, что надо остановиться и читать одно предложение, пока не наступит ясность.

Это была следующая фраза: «Индивидуальный член социального общества часто получает информацию через визуальные, символические каналы».

«Я долго с ней мучился, но все-таки перевел, – сообщил Алексей аудитории. – Знаете, что она все-таки означает? Простую вещь – люди читают…»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
523
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
650
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
549
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
451

Другие новости