0
7178
Газета Интернет-версия

25.10.2016 00:01:10

Был ли Робин Гуд сомалийским пиратом

Ирина Хангельдиева

Об авторе: Ирина Георгиевна Хангельдиева – доктор философских наук.

Тэги: интернет, технологии, образование, общество, культура


интернет, технологии, образование, общество, культура Скрипку, сделанную на 3D-принтере, остроумно назвали «ТриДвариусом» Фото Reuters

Если говорить о состоянии умов сегодняшней российской молодежи, то, конечно же, той ее части, которую составляет студенчество, приходится нелегко. Несмотря на хорошее владение технологическими основами поиска информации, студенты сталкиваются с тем, что нынешняя реальность социальной, политической, культурной жизни представляет настолько пеструю, противоречивую, часто парадоксальную картину, что соотнести ее с теми основами знаний, которые мы им даем, чрезвычайно трудно.

В результате на семинарах, ролевых играх и вообще там, где от них требуется свобода в мыслях и принятии творческих решений, обнаруживают себя удивительные вещи.

Простой пример. По моему заданию группа выбирала себе историческую эпоху, исходя из которой нужно было придумать название команды, ее девиз, эмблему и выдающуюся персону из этого времени. Дальше они могли обогащать свой проект всевозможными символами, атрибутами, историческими приметами и пр.

Одна из групп выбрала ХХ век. Изображенный земной шар представлял собой следующую историческую символику. С одной стороны были выставлены два автомата Калашникова – вероятно, как символ войн ушедшего столетия. С другой – какие-то немыслимые крылья, скорее всего символизирующие мир. Символами прогресса были «Самсунг», «Айфон», «Найк» и т.д.

А вот фигурой века был назван Сталин.

Следующее столетие презентовала другая команда, у которой героями стали Обама и Путин под флагами России и США… А у самой команды на флаге значились «Пираты ХХI века».

И так представляют мир не школьники младших классов. Студенты вуза!

Я им стала говорить, что их видение развития не включает важные для совместной жизни на планете моральные ценности и духовные заповеди, на которых развивалось человечество. «Но пиратом был Робин Гуд», – был мне ответ. «Уж не сомалийским ли?» – чуть не пошутила я.

Но когда все-таки кое в чем их убедила, то наконец услышала от кого-то, что хорошая лицензионная компьютерная программа по истории мировой культуры продается за 100 тыс. руб.

Эта осведомленность меня порадовала: все-таки интересуются. Пусть не книгами, но и не одними покемонами.

Что же касается цены изучения мировых культурных сокровищ, то тут, конечно, проблема не просто в деньгах, но и в семье. Мы мало работаем с просвещением родителей и вообще с семьями. В сегодняшней нелегкой жизни людям трудно доказать, что единственным иммунитетом от невежества является культура, на которую надо тратиться, как на лекарство. Действительно, когда такая духовная роскошь дороже хорошего телевизора, что тут удивляться? Купить на семью «ящик» выгоднее. Но студенты телевизор почти не смотрят. У них есть же Интернет. Там можно найти все, что хочешь.

Тут невольно вспоминаются не времена советского продуктового дефицита, а советские трудности читателей книг, когда одни произведения нельзя было купить, другие трудно достать, потому что они ходили в рукописях. А еще книги покоились в спецхране, и нужно было долго оформлять себе допуск на право прочитать что-то, чего всем знать не разрешалось.

Но был же с уходом идеологического контроля над чтением период, когда образованные люди читали взахлеб то, что было в запрете. Потом освобожденную литературу тиражировали так сильно, что сейчас ее можно купить в любом магазине.

Но посмотрите на рейтинги продаж. Любой человек, знающий цену настоящей литературы, конечно, будет удручен. Массы предпочитают в лучшем случае что-то среднее, модное, мистическое, астрологическое и т.д.

И это не только у нас. Во всем мире. Но мы-то сегодня напоминаем миру, что Россия – страна великой истории, неповторимой культуры, высокой духовности. И обо всем, чем мы гордимся, что сделали доброго и прекрасного, можно узнавать и изучать как нам, россиянам, так и другим пользователям Интернета.

Но история с моими «Пиратами ХХI века» наводит на мысли о том, что между высокими технологиями и высокой культурой связь не столь очевидна и проста.

Когда информационные технологии входили в нашу жизнь, казалось, что они будут эффективно работать везде, где в них есть потребность. Тем более в школе.

И действительно, они стали внедрять в образование. Но из школы в тот период уходили учителя, которые интеллектуально соответствовали своему педагогическому статусу и были авторитетны в профессиональном сообществе, уважаемы учениками. Но так как в те лихие годы надо было кормить семьи, то они уходили на любые заработки.

А их места стали занимать молодые люди, для которых это не было призванием. Они в большинстве своем пошли в пединституты после каких-то других нереализованных планов. Понижение качества занятий сразу стало заметно ученикам. Нет, они не поправляли новых учителей, просто с ними ребятам было скучно. Они не понимали, за что новых учителей можно уважать и почему их лучше внимательно слушать.

В это время новые технологии продолжали развиваться. Но осмысления этого инструментария с точки зрения его эффективного применения именно в образовательном процессе, в формировании культуры – этого не произошло. Ученики и сами умели работать в сетях с поисковиками. Им не хватало мудрых советов тех учителей и педагогов, не знавших Интернет, но знавших, что искать, и умевших увлечь других в такие поиски тем, текстов, сюжетов – всего, что давало бы серьезные знания и представления о жизни, науке, культуре. Возможно, я идеализирую, но именно так должно быть.

Если этого не происходит, ученики все равно не оставят свои поиски. Но они пойдут в других направлениях. Что, собственно, и произошло.

Сегодня много говорят об интернет-зависимости молодежи, приводящей к различным негативным последствиям. Что говорить, любая зависимость – угроза личности.

Но закрыть растущему человеку дорогу в мир информации – по меньшей мере неразумно.

Вспоминать о том, что в былые времена учащихся учили работать с книгой, делать выписки, конспекты, и мечтать о том, что эти практики в условиях цифровой революции можно вернуть, – тоже утопия.

Только контент, увлекательное содержание уроков, заданий, живое обсуждение в блогах интересных, спорных, актуальных проектов, произведений, сетевых публикаций интересных и умных рецензий на фильмы, спектакли, выставки, вызвавшие большой резонанс, – только это может сподвинуть заинтересованных людей ближе к глубинной культуре в самых разных ее проявлениях.

Еще один важный момент – достоверность информации, получаемой в Сети. Если эта проблема среди медиаэкспертов, журналистов, редакций решается разными рода перепроверками, то информация просветительского, обучающего свойства – это более сложное дело. Учебники, монографии пишут живые люди. Они все в разной степени субъективны. Даже тот коллектив, что пишет единый учебник истории.

Поэтому здесь, по-моему, не стоит вопрос, какой версии может доверять ученик. Важно научить его видеть и понимать это многообразие мнений, уважать разные точки зрения, ценить интересные интерпретации, учиться сопоставлять мнения, уважая и те, которые не разделяешь.

Это, по-моему, и есть эффективная работа на культурно-информационном поле.

И еще об одном хочу сказать.

Конечно, классическая культура, традиционные ценности в новой технологической реальности должны преподноситься таким образом, чтобы это вызывало понимание людей, которые уже не знают значения слова «чернильница», но видели, как на 3D-принтере можно создать автомобиль даже в его реальных размерах.

Сама я не в силах понять эти чудеса. Но как здоровый консерватизм должен использоваться в меру, так и модернизм обязан появляться в нужное время и в нужном месте.

Привожу наглядный в самом прямом смысле пример.

Недавно в одном престижном музыкальном зале столицы выступал известный симфонический оркестр, который исполнил несколько произведений российских и европейских композиторов. После чего должна была зазвучать музыка американского композитора Гордона Гетти, присутствующего в зале. Но перед этим всем слушателям были розданы очки 3D. Я удивилась – может  сейчас пустят  «Аватар»?

Нет, все обошлось. Но лично меня очки только отвлекали от слушания.

Наверное  потому, что мне нравится мысль другого замечательного американца – Курта Воннегута: «Единственным и достаточным доказательством существования Бога является музыка».

А очки я приберегу для очередного «Аватара».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости