0
3025
Газета Интернет-версия

31.01.2012 00:00:00

Колокола дальнего плавания

Тэги: фортросс, русская америка


форт-росс, русская америка Русские колокола звучат в Калифорнии.
Фото РИА Новости

В разгар первого этапа международного финансового кризиса тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер заявил, что закроет знаменитый Форт-Росс. А это национальный парк, сохраняемый в США в честь русских колонистов. В XVIII веке русские купцы-мореплаватели, достигнув западного побережья Америки, основали здесь поселение, которое они назвали Русской Америкой.

Вначале российский посол, затем министр иностранных дел Сергей Лавров попросили губернатора Калифорнии сохранить памятник российско-американских отношений. Московское общество «Русская Америка» призвало соотечественников атаковать письмами не только Шварценеггера, но и саму Хиллари Клинтон. В силу призыва не поверила некая строительная компания из Нижнего Новгорода. В ответ на атаку «терминатора» она заявила – мы построим точную копию калифорнийского парка. Но установим ее, от греха подальше, у себя на Волге.

Думаю, губернатора напугала именно эта угроза. «Шварценеггер спас русский форт!», «Арнольд – наш парень!» – писали русские блогеры.

Храмы, похожие на корабли

Между тем человек тоже спасал Русскую Америку, жил в российской провинции. В Вологодской области. Есть там городок со странным названием Тотьма.

Тогда, когда мы встретились впервые, он был худой, рыжий, заикающийся парень. Звать – Станислав Зайцев. По образованию инженер-лесозаготовитель. Но с профессией порвал быстро: «деревья жалко». Работал художником, режиссером любительского театра, хранителем музея, руководил киностудией. Мне представился городским экскурсоводом.

Тотьму знал назубок. Каждого гостя встречал вопросом: «Что вам известно про моего земляка Ивана Кускова, основавшего в США Форт-Росс?» Кроме экскурсий Станислав яро защищал исторические памятники города. Личным врагом считал каждого, кто хотел заменить старое здание на новое. Заявления прокурору о «преступлениях вандалов» писал в стихах. Его не любили те, кто мечтал жить в современных домах. Остальные считали Зайцева местным сумасшедшим.

Ну а какой еще мог в то советское время восхвалять Тотьму? За то, что до революции здесь на 4 тыс. жителей было 40 храмов. Когда ему не верили, он объяснял: тотемские купцы-мореходы еще в XVIII веке ходили в Японию, Европу, Америку. И после каждого удачного похода строили в городе храм! А знаменитый мореплаватель Иван Кусков был обычным тотемским мещанином. Отличавшимся от остальных лишь тем, что совершил пять походов в Америку и основал в Калифорнии Форт-Росс. Еще Станислав объяснил – почему на гербе Тотьмы изображена черная лисица. Таких зверей в вологодских болотах никогда не было. Оказалось, их тотемские мореходы добывали в Америке.

Прощаясь, Зайцев сказал мне: «Поверь, у нас будет национальный парк «Русская Америка». Не хуже, чем в Калифорнии».

«Ты же там не был», – напомнил я. «Собираюсь», – был ответ.

Плавать по морю необходимо

«Собираться» он будет еще 12 лет. Пока ему позвонит некий вице-президент фирмы, строящей старинные корабли, и предложит воссоздать древнее судно.

Вначале парусник погрузили на теплоход. Это было 19 августа 1991 года: в Москве начинался путч против Горбачева. «Мы, – писал позже Стас, – были уверены – заговорщики проиграют, перестройка неизбежна!»

Так и случилось. Причем в тот день, когда в районе бухты Провидения кораблик выпустили в свободное плавание – через Берингово море к Аляске.

Но даже это было опасно: из восьми членов экипажа только четверо имели морские навыки. Иван Данилов, например, был лучшим в России мастером колокольного звона. Его и взяли, чтобы удивлял музыкой небес американцев. Ну а историку Зайцеву, назначенному старшим матросом, только и оставалось, что вести путевой дневник.

В этих записях не только хроника плавания. Стас подводит некоторые итоги своей долгой борьбы. Он все-таки добился отмены генерального плана застройки Тотьмы и сберег многие исторические памятники. Станислав не только закрыл в самой известной церкви города винный завод, но и открыл в этом храме Музей мореходов, став его директором.

Дом Ивана Кускова тоже стал музеем благодаря его энергии.

Станислав создал в Тотьме клуб «Русская Америка», и у него появились соратники, ученики. Но и противников было много. Причем они делились на два непримиримых лагеря. Одни («модернисты») считали Зайцева консерватором, защитником старой, умирающей Тотьмы. Другие («патриоты») называли космополитом и даже требовали убраться в «свою Америку».

Из дневника: «Выросший в глухих вологодских лесах, я уже давно похоронил детские мечты о море, но оно всегда было в мальчишеских грезах. Однажды я был отнесен течением далеко от берега. Уже кончились силы, и я чувствовал, что вот-вот пойду ко дну, но было стыдно, еще страшнее кричать о помощи...»

Тогда, в детстве, он выплыл. Но сегодня запись носит трагический смысл. Дело в том, что Станислав Зайцев так и не доплыл до Форт-Росса. Он погиб при загадочных обстоятельствах в Ванкувере. Его тело спустя время нашли в одном из заливов┘ на стоянке старинных кораблей.

Как тут не вспомнить скандинавскую заповедь: «Плавать по морю необходимо. Жить не так уж необходимо».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1108
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1565
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1929
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1332

Другие новости