0
1764
Газета Интернет-версия

23.10.2007 00:00:00

Консенсус на Черноземье

Александра Глухова

Об авторе: Александра Глухова - профессор, заведующая кафедрой политологии и социологии Воронежского государственного университета.

Тэги: коммуникация, власть, воронеж, развитие


коммуникация, власть, воронеж, развитие В центре - борьба элит. На местах - закон джунглей в действии.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Ключевым процессом в краткосрочной перспективе (первые 1–2 года пребывания у власти нового президента) станет корректировка властных коммуникаций в рядах элиты: вертикальных (центральная элита – региональная элита) и горизонтальных (воронежская элита – элита сопредельных регионов), а также определение формата внутриэлитных коммуникаций, то есть правил игры. На сегодняшний день он характеризуется понятием «навязанный консенсус», который предполагает отказ региональных элит от конкуренции в обмен на гарантии сохранения статусов и ресурсов. Этой системе соответствует моносубъектный политический режим, целиком ориентированный и замкнутый на фигуру президента.

Навязанный консенсус или добровольное противостояние

Важнейшая неопределенность для политического развития Воронежской области состоит в том, сохранится ли консолидация федеральной властвующей элиты (по крайней мере относительная) и ее готовность продолжать начатый курс на экономическое оздоровление и социальную поддержку населения. Поскольку размеры финансовой помощи из федерального бюджета для области в 2007–2009 годах существенно возрастут, ее властвующая элита заинтересована в сохранении стабильности отношений и высоком уровне преемственности социально-экономической политики.

Отход от системы навязанного консенсуса создаст риски и на региональном уровне. С учетом двух основных сценариев, адресованных федеральному уровню, вероятны следующие варианты развития региональной политической ситуации.

Первый вариант – сценарий контролируемой передачи власти. Он воспроизводит систему навязанного консенсуса, по крайней мере на какое-то время. Этот сценарий может быть предпочтителен для властной группы в силу своей предсказуемости, хотя его реализация связана с большими практическими сложностями – согласованием различающихся экономических интересов и проектно-ценностных представлений различных сегментов властной элиты.

Для Воронежской области реализация этого сценария означала бы, с одной стороны, поддержание уже сложившейся системы коммуникаций с центром и сохранение в полном объеме выделяемых ей ресурсов (субсидий, субвенций и т.д.). Но, с другой стороны, объем проблем, стоящих перед областью, таков, что паллиативные решения центра, в том числе и в плане финансирования федеральных целевых программ и национальных проектов, не снимают накопленную социальную и политическую напряженность. Более того, некоторое улучшение социально-экономического положения, вызванное увеличением финансирования социальной сферы, будит завышенные ожидания, которые в случае их очередного столкновения с ухудшающейся реальностью способны породить массовые социальные протесты населения.

Сохранение инерционного развития означает, что институциональный дизайн в регионе останется прежним, а административные возможности исполнительной власти, вероятнее всего, даже увеличатся. Институт выборов будет деградировать из-за злоупотребления административным ресурсом. Доверие институтам региональной власти со стороны населения будет снижаться (оно и сейчас достаточно низкое). СМИ полностью перейдут под контроль исполнительной власти, окончательно утратив функцию канала коммуникации между властью и обществом. Процессы элиминирования политической роли реальной оппозиции будут набирать силу, тем самым направляя траекторию трансформации политического режима в сторону авторитаризма. Целый ряд проблем будет характеризовать состав и функционирование элит. В частности, административная элита и дальше будет стареть и деградировать, политическая останется за бортом реального процесса принятия решений, бизнес-элита (кроме аффилиированной с властью) – перейдет в оппозицию. Таким образом, в перспективе весьма вероятен серьезный внутриэлитный конфликт. Массовое политическое сознание будет характеризоваться апатией, накоплением раздражения и отчаяния; сформируется психологическая почва для внеинституционального протеста.

Второй вариант – сценарий неуправляемой передачи власти. Он может развиваться в неконкурентном ключе: произойдет фактическое назначение преемника – однако основные интересы окажутся несогласованными. В результате на этапе избирательной кампании либо в первый год пребывания у власти нового президента может оформиться внутренняя оппозиция. С этим связана высокая вероятность того, что образуется конкурентная модель без правил игры, не предполагающая никаких предварительных договоренностей о «признании победителя».

Для региона такой сценарий выглядит наименее привлекательным, поскольку борьба элит в центре будет дестабилизировать и региональную политическую ситуацию, вовлекать различные группировки региональной элиты в конфликты наверху. Отсутствие правил игры чревато полной неопределенностью в плане обязательств центра перед регионом. Возможная приостановка финансовой помощи из центра наверняка вызовет взрыв массового недовольства.

Институты будут деградировать, нормативные основания институциональной деятельности – подменяться субъективными предписаниями (в том числе и случайными). Резко повысится роль силовых структур. Однако поскольку силовые методы не являются эффективным способом разрешения политического кризиса, то стабилизация ситуации на долговременной основе выглядит проблематичной. В силу приграничного положения с Украиной регион может стать площадкой для обкатки оранжевых технологий.

Ситуация в элитах будет резко разбалансирована внутренней борьбой за лидерство на региональном политическом поле, инспирируемой и поддерживаемой из центра. Весьма вероятен конфликт поколений в самой элите, молодые когорты которой станут ресурсом для конкурирующих группировок федерального уровня. Массовое политическое сознание будет судорожно искать спасителя, устроителя Порядка и тяготеть к «сильной руке», чьей бы она ни была. Эти настроения отчетливо проявляются уже сегодня.

Авторитарный сценарий

Возможным финалом сценария неуправляемой передачи власти либо неспособности инерционной модели справиться с внешними вызовами и ростом протестных настроений внутри страны может стать та или иная разновидность авторитаризма – популистского (по белорусскому образцу) либо нестабильного патримониального, чреватого неизбежным политическим кризисом. Воронежские эксперты говорят об усилении к 2015–2020 годам межрегиональных расколов, ослаблении идеологических размежеваний и нарастании конфликта поколений. То есть в долгосрочной перспективе речь идет о возрастании дестабилизации в стране, которая может спровоцировать авторитарный сценарий.

Этот вывод отчасти подтверждается прогнозом экспертов по поводу идеологических предпочтений населения в 2015–2020 годах. Они распределяются следующим образом: приверженцы и сторонники партии власти, без ярко выраженной идеологии – 45%; массовое безразличие к идеологии – 25%; деление на либералов и сторонников «сильной руки» - 20%.

Таким образом, в долгосрочной перспективе вероятна нарастающая деидеологизация и, как следствие, выполнение партией власти функции маркера политического размежевания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
388
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
499
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
409
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
342

Другие новости