0
11628
Газета Спецслужбы Интернет-версия

27.10.2017 00:01:00

Информация валяется кругом, надо только научиться грамотно ее собирать

Тэги: сша, ввс, разведка, спецслужбы, открытые источники, пресса, цру, интернет, минобороны


сша, ввс, разведка, спецслужбы, открытые источники, пресса, цру, интернет, минобороны Значительное количество полезной информации о противнике можно получить из открытых источников. Фото с сайта www.dvidshub.net

После многих лет расходования значительных средств на разработку и создание самых разнообразных систем и средств для оснащения необходимым инструментарием подразделений национальной разведки США сегодня ее руководители обращают все более серьезное внимание на создание современных технологий анализа разведданных. Однако, как говорится в статье начальника управления оперативной разведки штаба Командования глобального удара (КГУ) ВВС США подполковника Джеймса Дейвитча, если лидеры разведывательного сообщества (РС) не изменят своего отношения к постоянно растущей ценности открытых источников информации (ОИИ) для добывания необходимых им сведений, они не смогут рационально расходовать выделяемые ассигнования. Статья специалиста под названием «Открытые источники в информационный век: как я научился перестать волноваться и любить несекретные данные» была опубликована в начале этого месяца в журнале Объединенного комитета начальников штабов Joint Force Quarterly, ежеквартально издаваемого пресс-службой Национального университета обороны.

ФИЛОСОФИЯ ТАЙНОГО

До сих пор руководители американских разведок и прежде всего их военного сектора первостепенное значение придают добыванию закрытых данных о противниках США.

Сведениям же, получаемым из ОИИ аналитиками подразделений спецслужб, вид деятельности которых официально именуется «разведка из открытых источников» (Open-source intelligence – OSINT), не уделяется должного внимания. Данные, получаемые таким способом, расцениваются как второстепенные и имеющие только вспомогательное значение. А во многих случаях они даже совсем не учитываются в силу своей общедоступности и большой вероятности дезинформации. Однако, по убеждению начальника разведки КГУ, более активное использование открытой информации и изменение отношения лидеров РС к ее значимости сегодня является основным элементом перестройки деятельности добывающих органов и повышения их эффективности.

Использование аналитического потенциала разведывательных служб для поиска анализа данных в ОИИ, а не добывание разными способами только засекреченных сведений сегодня является главным вызовом профессионалам разведки. В ОИИ зарубежных стран могут появляться первые сигналы об агрессивных намерениях противников США и о возникновении новых вызовов и угроз их национальной безопасности. Но сегодня бюрократия РС предпочитает придерживаться ставшей привычной философии опоры только на сведения, получаемые из закрытых источников.

Причина сложившихся преференций руководителей разведок имеет определенные исторические корни. Внимание специалистов национальной разведки во времена холодной войны было сконцентрировано главным образом на оценке развития и возможностей ВС СССР, а такие сведения не попадали в открытое обращение, как, впрочем, и многие другие данные о политике обеспечения национальной безопасности Страны Советов. Поэтому при добывании данных о Советском Союзе агенты РС США ориентировались на закрытые источники. Так продолжалось примерно до распада Советского Союза. В настоящее время мышление лидеров РС несколько изменилось, но не столь радикально, как этого требуют современные обстоятельства.

Предельная закрытость Москвы во времена холодной войны дала толчок к развитию средств космической и других видов технической разведки США. Основными потребителями разведданных были президент и члены Совета национальной безопасности, поскольку они несли главную ответственность за предотвращение внезапного нападения на Америку. Технические системы и средства разведки позволяли вести непрерывное наблюдение за советскими кораблями, подводными лодками, самолетами и другой техникой. Обращение же специалистов разведки к ОИИ не давало каких-либо положительных результатов в плане получения сведений о готовящемся ударе по США, поскольку в них содержалась только официально декларируемая позиция советских лидеров и сведения чисто пропагандистского характера. Поэтому руководство американских разведок особый упор делало на развитие технического инструментария добывания разведданных.

Ориентация специалистов РС на закрытые источники информации обусловлена формами и методами выполнения требований практически ежегодного редактируемого документа «Приоритеты национальной разведки» (ПНР – NIPF). Этот перечень является специальным инструментом определения потребностей руководства США в разведывательной информации и постоянной корректировки задач добывающим и аналитическим подразделениям РС. С помощью этого перечня обеспечивается взаимодействие американских разведок с потребителями данных и общее управление действиями разведывательных органов. Однако инструментарий РС включает в основном системы и средства, которые пользуются только секретной информацией и производят данные аналогичного грифа. Поэтому руководители разведок стремятся обеспечить выполнение требований ПНР с помощью имеющихся ресурсов и методик, оправдавших себя в ходе холодной войны. А такой подход ведет к нескончаемому процессу создания все большего количества номенклатур систем и средств, предназначенных для добывания только секретных данных. Поэтому методология руководителей РС, ориентированная на выполнение разведывательных задач с преимущественным использованием закрытых источников информации должна быть радикально пересмотрена, пишет автор статьи.

Пересмотр сложившейся парадигмы подхода к добыванию разведывательных данных крайне сложен, но абсолютно необходим, утверждает Джеймс Дейвитч. На пути ее трансформации стоят такие преграды, как организационная инертность руководства РС, боязнь применения непроверенных, альтернативных методов получения сведений, а также мнение о невозможности получения ответов на простые вопросы, поскольку они основаны на исходных данных, совершенно открытых и кажущихся малодостоверными. Сегодня аналитические подразделения РС делают свои оценки, базируясь на информации о том, что, когда и где произошло, и не пользуются прогностическими методами для составления заключений. Технические данные позволяют аналитикам разведки составлять докладные записки только описательного, констатирующего факты характера. Но при таком подходе они действуют устаревшими методами и оказываются не в состоянии удовлетворить потребности лиц, принимающих решения (ЛПР), которые чаще всего заинтересованы в получении информации о том, что должно произойти и почему.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВСКРЫТИЯ ТАЙН НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ БЕДА РАЗВЕДКИ АМЕРИКИ

Автор статьи, правда, подчеркивает, что «хотя ОИИ и могут оказаться максимально полезны, они не являются панацеей при решении разведывательных задач». Каждая из складывающихся ситуаций требует тщательного анализа лежащих в ее основе факторов. Но очень часто просто рефлексивное отторжение весьма ценных ОИИ в лучшем случае можно охарактеризовать как отказ от рассмотрения важнейших форм принятия креативных решений.

Около 10 лет назад, выступая в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations), бывший в то время директором ЦРУ Майкл Хайден сравнил приобретение разведывательных данных с собиранием пазлов из множества элементов. Такая метафора может кого-то заставить поверить в то, что кусочки информации всегда доступны и только ждут того, чтобы их собрали в единое целое. К сожалению, как считает Дейвитч, подобные представления ведут только к тому, что для составления некоторой полной разведывательной картины необходимо всего лишь большое количество весьма совершенных технических систем сбора закрытой и тщательно маскируемой информации, которой владеют ЛПР вероятного противника. Но такое мышление делает неистребимыми все заявления о том, что только секретные данные являются единственным окном в истину. Более того, оно ведет к появлению избыточного количества закрытой информации, которая сильно затрудняет работу аналитиков спецслужб. В конечном счете исключительная секретность данных разведки становится ограничителем или даже полной преградой для творческого мышления экспертов.

Проблемы разведки, особенно в тех случаях, когда она пытается оперировать довольно туманными признаками нависающей военной угрозы, больше похожи на попытки разгадать мистические тайны, чем отгадать некие загадки. Как отмечал в свое время аналитик Энтони Олкотт, более 10 лет прослуживший в Центре изучения ОИИ ЦРУ, мистику трудно, если вообще возможно, разгадать, «вне зависимости от того, сколько собрано информации» закрытой или открытой. Любой, кто пытается вскрыть тайны, имеющие некий мистический характер, включает в свои рассуждения множество неопределенностей, сомнений и испытывает психический дискомфорт, называемый когнитивным диссонансом, чего большинство людей пытается избежать. Однако разрешение всех сомнений и определение вероятности того или иного явления – крайне важный инструмент определения истины, поскольку в разведке практически нет вопросов, на которые сразу же могут быть получены простые, утвердительные и обоснованные ответы. Единственное, что можно с полной уверенностью сказать о разрешении разведывательных тайн, пишет Дейвитч, так это то, что повышение эффективности и увеличение числа технических систем и средств получения необходимых данных не позволит исключить все существующие неопределенности при решении разведывательных задач.

В обоснование своего мнения главный разведчик штаба КГУ ВВС привел высказывания известных психологов, в том числе лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана, одного из основоположников так называемой поведенческой экономики, который много лет занимался изучением поведения человека в процессе принятия решений в условиях неопределенности в бизнесе, на войне, в разведке и т.п. Ученый утверждал, что «заявления о высокой уверенности в основном говорят только о том, что индивидуум сконструировал в своем сознании некую последовательную историю, но совсем не обязательно, что эта история верна».

В некоторых случаях уровень сомнительности заключений разведчиков за счет получения дополнительных сведений даже из закрытых источников может быть в определенной степени снижен, но не может быть окончательно устранен. Однако, как утверждают отдельные эксперты, все попытки получить необходимые доказательства исключительно из закрытых источников и при этом громогласно объявлять о том, что найдена истина, очень походят на описание слепым цветов радуги.

В то время как выявление разведкой определенных намерений противников США требует сохранения форм и методов добывания данных из закрытых источников информации, повышение роли общедоступных источников информации может позволить специалистам спецслужб понять явления, кажущиеся мистическими, и получить ответы на многие специфические вопросы. ОИИ могут обеспечить получение данных, способствующих достижению прорывов во временном цикле исследований и разработок вооружений и военной техники. До недавнего времени эта задача решалась только методами агентурной и технической разведок.

Учитывая тот факт, что разведываемые секреты противников США постепенно будут обретать характер мистических тайн, чем просто каких-либо секретов, аналитикам придется больше внимания уделять повышению креативности и критичности своего мышления. Они должны более активно использовать свои творческие способности, быть готовыми к выдвижению принципиально новых идей и анализировать более широкий ассортимент данных, чем это делается в настоящее время. Сегодня большинство аналитиков разведки следуют ставшим привычными формам мышления. Они позволяют без особых умственных усилий собирать из данных, добытых из закрытых источников, как говорится, просто «на коленке» окончательную картину изучаемых явлений и процессов и делать на этой основе соответствующие заключения, а не прилагать существенно большие усилия своего мыслительного аппарата. Но уже сейчас разведчики должны обладать способностью осознавать свои ошибки, уметь оценивать свои размышления, взвешивать все доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать их всесторонней проверке.

На протяжении многих десятилетий некоторые специалисты разведки указывали на высочайшую информативность открытых источников и их большую значимость для раскрытия секретов своих врагов. Так, например, много лет прослуживший в ЦРУ и считающийся родоначальником большого количества методов анализа разведывательных данных Шерман Кент еще в 1947 году заявлял, что в мирное время 80% разведывательных сведений, необходимых для принятия решений политиками и чиновниками, можно без значительных усилий и расходов найти в ОИИ. А его коллега генерал-лейтенант Сэмюэл Уилсон, с 1977 по 1981 год возглавлявший Разведывательное управление МО США (РУМО), несколько позднее вообще говорил о том, что только 10% разведывательных сведений добываются агентурной разведкой, а остальные 90% черпаются из открытых источников. Генерал был убежден в том, что будущее разведки состоит не в шпионских атаках Джеймсов Бондов, а в дедуктивности Шерлоков Холмсов.

В перспективе, констатирует Дейвитч, на фоне роста количества угроз США и постоянного изменения их характера успех специалистов спецслужб в обнаружении и оценках неоднозначных фактов, которые могут свидетельствовать о надвигающихся конфликтах, будет определяться их умением творчески анализировать исследуемые явления и аргументированно обосновывать свои доводы. А основная часть сведений, необходимых для этих процессов, будет все более и более черпаться из доступных источников, которые до сих пор традиционно недооцениваются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
367
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
304
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
430
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
390

Другие новости