(Начало)
Так называемое противодействие Примакова олигархии заключалось в его неприятии лишь одного из них - Бориса Березовского. Примаков избрал тактику "точечных ударов" по представителям крупного капитала. Затеяв войну с Борисом Березовским и инициировав возбуждение уголовного дела, Примаков до конца эту войну не довел. И хотя при нем Борис Березовский даже был объявлен в розыск, до тюрьмы дело не дошло. Пока правоохранительные органы усиленно искали одного из главных олигархов, Борис Березовский направо и налево раздавал интервью и проводил в Париже пресс-конференции.
Нерешительность Примакова в отношении Березовского или же чье-то мощное противодействие привело к тому, что оставшиеся олигархи, конечно, не только из-за желания защитить Березовского, объединились в борьбе с кабинетом Примакова, результатом которой и стала его отставка.
Если ослабление влияния олигархов (на экономику, а не на политику) и произошло, то случилось это отнюдь не благодаря Примакову. Свою роль сыграла, скорее, усилившаяся самостоятельность губернаторов. К примеру, руководитель Кемеровской области Аман Тулеев заставил "поделиться" группу "Альфа" Запсибом. Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев "отбил" у ОНЭКСИМа авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре.
Даже за столь короткий срок премьерства, который был отведен Сергею Степашину, активность олигархов проявилась не менее выразительно, чем за все предыдущие периоды. Достаточно вспомнить процесс формирования кабинета - от двух указов о назначении премьер-министром Николая Аксененко и самого Сергея Степашина до назначения министров и вице-премьеров. Именно при Сергее Степашине Анатолий Чубайс смог запустить процесс реформирования РАО "ЕЭС России" - было подписано постановление правительства о соблюдении условий Всемирного банка по выделению третьего транша под программу САЛ-3. К концу 1999 г. оно предписывало подготовить план по увеличению доли частного капитала в отдельных энергосистемах, к началу второго квартала 2000 г. составить перечень 10 субъектов естественной монополии, не менее пяти из которых выставить на продажу. Фактически это означало возможность начала распродажи собственности единой энергосистемы.
С приближением даты думских, а затем и президентских выборов многие аналитики ожидали второго крупного объединения олигархов вокруг фигуры будущего главы государства. "Второй Давос" казался неизбежным. Однако этого не произошло.
Путин и олигархи
О природе популярности Путина написано немало. Именно ее считают одной из причин, по которой он может позволить себе отбросить поддержку олигархов. Сами олигархи после объявления Путина преемником Ельцина один за другим стали объявлять о своей поддержке Владимира Путина, который не пробыл на своем посту еще и месяца. Олигархи, пожалуй, лишь за одним исключением - Владимира Гусинского - выбирали Путина. Путин сначала предпочитал хранить по их поводу молчание.
Не стал он вмешиваться и когда в сентябре прошлого года не без участия "ЛУКОЙЛа", "Сибнефти" и ТНК в одной из монополий "Транснефти" поменялся руководящий состав. Бывший президент - Дмитрий Савельев, причисляемый к клану Чубайса, был сменен на руководителя "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Семена Вайнштока.
Только к декабрю Путин стал позволять себе "осаживать" наиболее рьяных своих сторонников-олигархов. Начал он с "данайца" Березовского, публично отказавшись от его услуг по организации своей предвыборной кампании. Месяцем позже по той же причине от критики уже и. о. президента Путина пострадал и Чубайс. Однако все реакции Путина возникали лишь в том случае, когда претензии олигархов лежали в области публичной политики. С бизнесом представителей крупного капитала дела обстоят несколько по-другому.
Благоприятная мировая конъюнктура, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке позволили многим из олигархов начать восстановление финансового потенциала, причем зачастую уже без помощи исполнительной власти, тем не менее закрывающей глаза на иногда сомнительную с точки зрения законов деятельность олигархов. Рост цен на нефть и металлы в сочетании с падением затрат внутри России стали существенным подспорьем в условиях отсутствия характерной для прежних времен подпитки бесплатными бюджетными деньгами. Таким образом, не беря в кредит расположение политической власти, олигархи снова дали почувствовать власти свою силу. Да и сама исполнительная власть, которая, судя по всему, вознамерилась повысить влияние России если не на всей международной арене, то по крайней мере на пространстве бывшего СССР, поняла, что не может обходиться без влиятельности и ресурсов олигархов.
Любопытно, что именно на период предвыборной кампании Владимира Путина пришлась самая крупная сделка последних двух лет - одной группе удалось сконцентрировать в своих руках, по некоторым оценкам, до 70% всей алюминиевой промышленности России. Причем группе, ассоциируемой с такими фамилиями, как Березовский и Абрамович, не решилось предъявить претензии даже Министерство по антимонопольной политике. После встречи с Владимиром Путиным глава МАПа Илья Южанов заявил, что никаких претензий у министерства к этим олигархам нет.
Правда, структурам "Сибнефти" сейчас придется побороться за контроль над одним из крупнейших алюминиевых предприятий России - Братским алюминиевым заводом. Напомним, что в руках акционеров "Сибнефти" оказалось около 64% акций этого предприятия. Однако уже после крупнейшей алюминиевой сделки председатель совета директоров БрАЗа Борис Шляйфштейн и генеральный директор завода Борис Громов согласились продать свои акции (а это около 30%) "Альфа-групп". Приобретение контрольного пакета "Альфой" делает возможным блокировку стратегических решений новых хозяев БрАЗа.
К тому же у владельцев 70% алюминиевой промышленности могут появиться весьма серьезные проблемы из-за активности их конкурента - "Сибирского алюминия", который фактически получил контроль над главным поставщиком сырья для производителей алюминия на российский рынок - Николаевским глиноземным заводом. Причем, по оценкам экспертов, именно "Сибирский алюминий" с самого начала являлся наиболее вероятным покупателем тех 30% акций НГЗ, которые сейчас выставляются на аукцион. Условия покупки завода составлены таким образом, что любой конкурент Дерипаски только проиграет, если купит выставляемый на аукцион пакет акций. "Сибирский алюминий" сейчас владеет около 36% НГЗ. И любой, кто попытается обыграть ОКСА на аукционе, не только не получит больший, чем есть у "Сибирского алюминия" контроль над заводом, но вынужден, по условиям конкурса, был бы еще потратиться и на строительство нового алюминиевого завода на Украине.
Олег Дерипаска пользуется поддержкой не менее влиятельного человека, чем группа Березовского-Абрамовича, - Анатолия Чубайса, партнера руководителя "Сибирского алюминия" по проекту "Саяны". Не удивительно, что в декабре-январе Чубайс неоднократно посещал Украину и проводил переговоры с украинскими коллегами относительно перспектив погашения долга Киева перед РАО "ЕЭС России".
Ни в чем не ограничено пока и руководство РАО "ЕЭС России", активно стремящееся выжать максимум из привилегий, полученных еще в пору премьерства Сергея Степашина. Благодаря им совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил список предприятий, которые должны функционировать независимо от единой энергосистемы. В их число попал уже существующий "ЛуТЭК", а также готовящиеся к созданию больше полугода "БурТЭК", "УралТЭК", "Кузбасская энергоугольная компания", а также "Хакасэнерго", "Калмэнерго", "Карелэнерго", "Янтарьэнерго", "Самараэнерго", "Оренбургэнерго", "Омскэнерго", "Кузбассэнерго", "Свердловскэнерго" и "Чувашэнерго". В настоящее время Анатолий Чубайс небезуспешно доказывает власти, что энергетической промышленности России необходимы радикальные реформы. Один из ключевых сценариев Анатолия Чубайса по привлечению инвестиций в не успевающую обеспечивать потребности промышленного роста энергетику, является распродажа активов РАО "ЕЭС России" частным инвесторам. Любопытно, впрочем, что программа реформирования, разработанная главой энергетической монополии, позволяет не только Чубайсу, но и его союзникам сосредоточить в своих руках неплохие экономические козыри.
Чтобы оценить их масштаб, достаточно вспомнить условия создания на базе отдельных предприятий РАО "ЕЭС России" частных энерго-угольных и энерго-металлургических объединений, доля государства в которых с его молчаливого согласия катастрофически уменьшается. Так, если в настоящее время в федеральной собственности находится 100% одной из крупнейших в структуре РАО Саяно-Шушенской ГЭС, то после создания так называемого ЭМО "Саяны" государство сможет контролировать менее четверти его активов.
Зато союзник Анатолия Чубайса по алюминиевому бизнесу Олег Дерипаска может получить не только существенную долю влияния в создающемся проекте, но и серьезные льготы для своего производства. С созданием ЭМО расходы Саянского алюминиевого завода существенно сократятся за счет возможности получать энергию по внутрикорпоративным ценам.
Не страдает от ревностного госконтроля и бизнес Михаила Ходорковского. Входящая в его империю нефтяная компания ЮКОС и при правительстве Путина продолжила скупку акций добывающей дочки госкомпании ОНАКО - "Оренбургнефть". При том, что, по слухам, ЮКОС уже сейчас владеет примерно 30% предприятия, около месяца назад усилил свой контроль еще на 16%. И пока Мингосимущество ищет инструменты, с помощью которых оно могло бы обязать госкомпании скупать акции своих дочерних предприятий, Михаил Ходорковский, видимо, не преминет воспользоваться благоприятной для него ситуацией. Если это произойдет, правительство сможет забыть об идее создания "Госнефтекомпании", куда наряду с ОНАКО должны были войти "Роснефть" и "Славнефть". ЮКОС же, напротив, имеет отличный шанс заполучить в собственность часть "Госнефти".
Другим примером невмешательства Владимира Путина в экономические споры олигархов является сюжет с бизнесом "Альфа-групп", находящейся под контролем Михаила Фридмана. Об этом говорит история борьбы ТНК за нефтедобывающие активы компании "СИДАНКО". Хотя формально длительная война за ряд добывающих предприятий завершилась не в пользу ТНК - ей предстоит вернуть под контроль "СИДАНКО" уже не 75%, а 100% ее главной добывающей дочки - "Черногорнефти", фактически сейчас ситуация оказалась заморожена. Кроме того, "Кондпетролеум" "СИДАНКО", похоже, утратила навсегда.
С политической неопределенности получает свои дивиденды и Владимир Потанин. Входящий в его группу "Норильский никель" в настоящее время является фактически эксклюзивным экспортером палладия на мировые рынки, тогда как формально подобным статусом обладают также Гохран и Центробанк. Кроме того, в начале марта правительство подписало постановление, предоставляющее квоты на экспорт из России платины и платиноидов, который из-за противоречий в законодательстве не осуществляется уже больше года. В результате "Норильскому никелю", снявшему максимально возможную прибыль со статуса эксклюзивного поставщика палладия, который сейчас в дефиците на мировых рынках, придется потесниться. Правда, по мнению экспертов, эта потеря с лихвой компенсируется возможностью экспортировать платину.
На самом деле декларативная равноудаленность Владимира Путина от олигархов имеет и менее привлекательную, зато и более любопытную для избирателя сторону. Ведь на равноудаленность можно посмотреть и как на равноприближенность. Правда, не приближение себя к олигархам, как это сделал Ельцин, а олигархов к себе. Пока это проявляется в основном в невмешательстве государства в экономические разбирательства околополитических кланов. Дивиденды же власть будет собирать с бизнесменов-победителей.