В этом году 600 тыс. учеников выпускных классов вспомнили, что такое сочинение. Фото Валерия Матыцина/ТАСС
3 декабря этого года более 600 тыс. учеников выпускных классов российских школ писали итоговое сочинение. Возвращение сочинения в школы – часть плана по реабилитации школьного предмета «литература» и привлечению учащихся к чтению. Пока сочинительская работа школьника оценивается по системе «зачет/незачет». Тем не менее сочинение отныне станет обязательным условием для допуска выпускника к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Писательский талант учеников оценивали по пяти параметрам: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Для зачета выпускнику достаточно было получить положительный результат по трем критериям из перечисленных; причем по первым двум – в обязательном порядке.
Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем учтено вузами при приеме абитуриентов. Максимум баллов, которые можно получить в этом году, – не более 10. Эти баллы будут суммированы с баллами ЕГЭ, набранными во время летней кампании-2015. Вузы оценят сочинение самостоятельно и имеют право применить при этом свои критерии оценки. Но и они включают соответствие теме, аргументацию и привлечение литературного материала.
На сам экзамен отводилось 3 часа 55 минут. Многие школьники признавались после экзамена, что времени хватило с избытком. Школьникам Москвы и регионов, находящихся в том же часовом поясе, были предложены темы «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?».
Напомним, что сочинение реанимировано благодаря вмешательству в школьные дела президента России Владимира Путина. Он предложил вернуть сочинение как одну из самых важных форм контроля в послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года.
Для реализации этого властного запроса создали целый совет по подготовке к сочинению по литературе, который и занялся всей рутинной работой. Благодаря нешуточным спорам был достигнут некий компромисс: литературоведения в темах быть не должно, дословное цитирование необязательно (все-таки нынешние школьники читают мало), знание первоисточников приветствуется.
Итак, сочинение вернулось, но несколько в ином качестве. Сегодня оно крайне нужно, чтобы научить человека связно мыслить и понятно излагать свои мысли на бумаге. Экраны, мониторы, включая ТВ и самые разнообразные гаджеты, создают клиповую картинку и при всем обилии информации мешают формированию логически связанной картины мира в голове у школьника. На сочинение возложена эта миссия, поэтому темы сочинения уже не настолько привязаны к литературе, как это было ранее.