По статистике, самый распространенный у подростков способ ухода из жизни – повешение.
Фото PhotoXPress.ru
С самого начала нынешнего года на страну обрушился вал детских самоубийств. Только в феврале в Москве с 24-го этажа выпрыгнула 15-летняя девочка; в Подмосковье выбросились, взявшись за руки, две девочки; в Санкт-Петербурге покончила с собой 13-летняя школьница; в Ростове-на Дону, в Ангарске, в Красноярском крае, и еще, и еще…
Уполномоченный по делам ребенка Павел Астахов заявил, что по подростковым суицидам наша страна вышла на первое место в мире: в год кончают c собой 1500 детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства. Но сколько-нибудь точных цифр нет, потому что ряд самоубийств официально предпочитают рассматривать как несчастные случаи. О неудавшихся суицидальных попытках в семьях не распространяются.
Количество детских и подростковых самоубийств или попыток стало критичным и внушает серьезные опасения специалистам. Если в мире на каждые 100 тыс. населения отмечается в среднем по семь случаев детских самоубийств, то в России – 19–20.
По данным Генпрокуратуры, 62% самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями. Из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам дети кончают с собой в 13,6% случаев. Еще реже причиной становится конфликт с одноклассниками.
По статистике, самый распространенный у детей и подростков способ ухода из жизни – повешение, далее идут падение с высоты, отравление лекарствами, использование оружия или колюще-режущих предметов.
По всем фактам детского суицида обязательно проводятся проверки. Если есть намек, что ребенка подтолкнули к последнему шагу, возбуждаются уголовные дела по статье 110 УК РФ – «за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства». Но редко подобное уголовное дело доходит до суда.
Анализ, проведенный Следственным комитетом РФ, показал, что значительная часть детей, совершивших самоубийства, уже нуждалась не только в помощи социального педагога либо психотерапевта, но и во вмешательстве в их жизнь органов профилактики преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. Их семьи находились в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Кроме того, в ряде случаев была выявлена неправильная оценка специалистами системы здравоохранения или органов профилактики критического состояния психики детей, совершивших самоубийство. Зачастую помощь, которая им оказывалась, была неадекватна сложившейся ситуации.
По данным СК, число самоубийств среди детей и подростков растет с пугающей быстротой: в 2008 году – 572 случая, в 2010-м – 798, в 2011-м – 896, а только за первую половину 2012 года – 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года число детских и подростковых суицидов перевалит за тысячу.