Алкогольный маятник качнулся в минус.
Фото PhotoXPress.ru
Статистика, как писали Ильф и Петров, знает все. И статистика, которую 26 ноября представил ВЦИОМ, показывает, что жители России стали пить меньше. В 2009 году Дмитрий Медведев объявил новый поход против алкоголизма. С этой датой и проводится сравнение ВЦИОМа. Результаты получаются довольно впечатляющие.
В июле 2009 года расслаблялись с помощью спиртного несколько раз в неделю 8% населения, в ноябре 2012 года – только 5%. Число расслабляющихся этим способом сократилось, таким образом, почти в два раза. Тех, кто употребляет несколько раз в месяц, стало меньше на четверть: в 2009 году 41%, в нынешнем – 33%. Четверть опрошенных – тоже немало. Но зато заявивших, что вообще не пьют спиртное, – треть, а в 2009 году они составляли 24%. Чаще всего признаются, что употребляют алкоголь, мужчины (77%), жители крупных городов (70%) и люди в возрасте 24–44 лет (74–76%). Среди совсем не пьющих спиртное главным образом женщины (44%) и люди пенсионного возраста (58%).
Социологи просили респондентов ответить, сталкивались ли они за последний месяц со случаями нарушения закона, регулирующего оборот и потребление алкоголя. Ответы распределились так. Чаще всего наблюдались случаи распития спиртного в общественных местах (60%). Были свидетелями торговли алкогольными напитками в местах массового скопления людей 41%, видели продажу спиртного несовершеннолетним 31%, отметили демонстрацию рекламы алкоголя по телевидению, радио и в кино 29%, продажу алкоголя в нестационарных торговых точках 27%, торговлю им с 23.00 до 8.00 заметили 23%.
Одновременно 18% респондентов оказывались в ситуации, когда не могли купить спиртное из-за запрета его продажи в ночное время. Однако большинство сумели удовлетворить желание выпить: отыскивали места, где все-таки можно купить алкоголь, несмотря на запрет (21%), использовали свои запасы (18%), брали у знакомых (7%), шли в бар (2%). Среди тех, кто не нашел спиртного, 26% пришлось отказаться в этот вечер от выпивки (так они, во всяком случае, утверждали), 10% дождались открытия утренней продажи, 9% были вынуждены удовлетвориться пивом.
Насколько действенно введение закона о запрете торговли алкоголем в ночное время? Половина опрошенных ответили, что в этом мало смысла. Чаще всего так считали люди с низким образованием (53–54%), с маленьким доходом (53%), жители средних городов и городов-миллионников (по 56%) и те, кто сам употребляет спиртное (51%). Оценивали запрет продажи алкоголя ночью более позитивно респонденты со средним специальным и высшим образованием (45–47%), высокими доходами, жители Москвы и Санкт-Петербурга (54%).
Конечно, можно вспомнить слова Марка Твена о том, что существует ложь, наглая ложь и статистика. Однако данные, приводимые ВЦИОМом, коррелируют с цифрами увеличения продолжительности жизни в России, прежде всего мужчин. Смертность мужчин молодого и среднего возраста во многом вызвана болезнями и травмами, связанными со злоупотреблением алкоголем. Меньше стали пить – меньше стали умирать – дольше стали жить.