0
1796
Газета Общество Интернет-версия

18.04.2012 00:00:00

С политическим подтекстом

Тэги: театр, премия, золотая маска


театр, премия, золотая маска Людмила Максакова вручает «Маску» Евгению Миронову.
Фото ИТАР-ТАСС

В понедельник вечером в Большом театре церемонией раздачи наград завершилась 18-я «Золотая маска». Нина Чусова, которую в этот раз пригласили поставить церемонию, воздержалась от каких-то постановочных сильных и резких ходов, а несколько оживившие долгое церемониальное действо слова в итоге выпали из телевизионной трансляции, подчеркнув академический формат театральной премии.

В Театре имени Моссовета и сегодня, через семь лет после премьеры с успехом играют «Ревизора» в постановке Нины Чусовой. Гоголевский текст актеры с удовольствием разбавляют злободневными репризами. «С Путиным на дружеской ноге, – врет напропалую Хлестаков в исполнении Гоши Куценко. – Бывает, спрошу его, ну, что, брат, Путин, а он, – да так как-то, брат, до 5 мая потерплю, а там… – и добавляет несколько всем понятных жестов, в смысле – покажу, где раки зимуют. Ничего подобного Нина Чусова в церемонии «Золотой маски» себе не позволила. За все время художник Олег Кулик, который вручал «Маску» в номинации «Эксперимент», позволил себе пошутить – что хотел бы дать эту премию Pussy Riot – за лучшую оперетту, но наградил, как и значилось в его конверте, «Зажги мой огонь», спектакль Театра.doc. Кстати, среди оперетт и мюзиклов лучших вообще в этот раз не нашли. Из телевизионной версии слова Кулика исчезли – вероятно, как не имеющие отношения к нынешней фестивальной афише, ведь среди номинантов оперетты Pussy Riot не было.

Еще один раз о политике вспомнили, когда Кирилл Серебренников вышел получать «Маску» за лучший спектакль малой формы – «Отморозки» по прозе Захара Прилепина. Режиссер сказал: «Эту премию я хотел бы посвятить всем людям, которые борются в России за справедливость: которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за нее голодают... Я уверен, что Правда по-любому победит ложь, воровство, мрак...» Эта тирада, кстати, тоже была скорректирована, в эфире прозвучала лишь первая часть. Лучшей актрисой в драме жюри выбрало Светлану Замараеву из екатеринбургского ТЮЗа, оставив за бортом Агриппину Стеклову («Чайка», «Сатирикон»), а также Чулпан Хаматову и Евгению Симонову – из «Врагов. Истории любви» «Современника». Спектакль «Современника» в итоге получил только спецприз жюри, правда, вдобавок с очень эмоциональными словами председателя жюри Римаса Туминаса, и приз художнику по свету Дамиру Исмагилову.

«Маску» за лучшую мужскую роль вручили Евгению Миронову – за Калигулу в одноименном спектакле Театра Наций, которым Миронов руководит. Лучшим спектаклем в драме большой формы выбрали «Счастье» Андрея Могучего, режиссера, уже имеющего европейское признание и, вероятно, это – одно из самых безусловных решений жюри, поскольку эта сказка для детей и взрослых, перенесенная в наши дни история «Синей птицы» оценена была высоко и в Москве. Не секрет, что не раз фестивальные показы, когда спектакли смотрит жюри, проходят хуже, чем обычно, и в том числе этой «мелочью» в некоторых случаях можно объяснить невнимание к тем или другим героям прошлого сезона. Юрий Бутусов, который с «Чайкой» в «Сатириконе» шел, можно сказать, ноздря в ноздрю с Могучим и был еще одним фаворитом нынешней «Маски», получил награду как лучший режиссер.

В музыкальном театре случилась небольшая, но вполне ожидаемая сенсация – жюри не удостоило ни одной премией номинантов в разделе мюзикла и оперетты. Еще несколько лет назад, когда премию за лучший спектакль в этом жанре получил драматический (!) театр (МХТ им. Чехова за «Конька-Горбунка»), со сцены звучали печальные речи, и теперь вот ни одной награды. То есть качество идет вразрез с количеством – по крайней мере в столице едва ли не каждый месяц заявляются премьеры все новых и новых музыкальных спектаклей вплоть до открытия театра мюзикла; Stage Enterteinment отдают центральный московский кинотеатр, в Мариинке поставили «Мою прекрасную леди», в Большом, говорят, планируют Бернстайна, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (триумфаторе «Золотой маски»-2012) тоже обсуждают что-то подобное...

В опере картина наблюдается интересная. Крупные театры получили «утешительные» призы: Большой – за свет в «Золотом петушке» (Дамир Исмагилов, который в списке соревновался дважды с самим собой), Мариинский – за лучшую мужскую роль (Уиллард Уайт, «Сон в летнюю ночь»). Но есть громкие дебюты: Альбина Шагимуратова принесла «Маску» Татарскому театру оперы и балета (Лючия ди Ламмермур в одноименной опере), а Георгий Исаакян за первый спектакль в качестве руководителя Музыкального театра имени Н.Сац получил первую для своего театра «Маску» – за лучшую режиссуру. Показательно, что премии за лучшую работу дирижера (Евгений Бражник) и главную премию в опере получил один спектакль – «Сказки Гофмана» (Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко), значит, «Маска» (как часто бывает) не только за оригинальность решения, но за целое.


Олег Кулик, судя по его словам, хотел поаплодировать Pussy Riot, но рад был и победе Театра.doc.
Фото РИА Новости

Лучшим художником в опере стал Зиновий Марголин (кстати, он был одним из членов жюри, но награду получил заслуженную) за «Мертвые души» (Мариинский театр). В глаза бросалось, что наградами вообще обошли Михайловский театр, который, казалось, лидировал среди номинантов.

Среди балетных новостей, как водится, есть плохая и не очень. Первая – собственно, и не новость давно. За Национальную театральную премию России по-прежнему сражаются по большей части иностранные хореографы. Вторая новость лучше. Отечественные артисты все вольготнее чувствуют себя вне классического канона. При этом не раз осмеянная практика разделять номинации «Лучший спектакль» и «Лучший хореограф» дает возможность отметить сразу две достойные постановки. Лучшим балетным спектаклем сезона жюри признало перенесенную на сцену Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко одноактовку «За вас приемлю смерть» – совершенное воплощение самых сильных сторон таланта Начо Дуато: природной музыкальности и столь же естественного дара рождать пластические образы, сплетая ткань без единого узелка и вовсе, кажется, без изнанки. Лучшим хореографом назван Мауро Бигонцетти за созданный специально для Большого театра одноактный балет Cinque, как нельзя лучше иллюстрирующий то, что «Золотая маска» – премия не чисто балетная, а все же театральная. Яркий мини-спектакль неожиданно раскрывает индивидуальности и актерские задатки пяти очень разных по характерам и фактуре балерин. За работу в другом оригинальном балете Большого театра – «Утраченных иллюзиях» «Маски» получили композитор Леонид Десятников и художник по костюмам Жером Каплан.

Конечно, не одной лишь теснотой в номинации «Лучший спектакль в балете» объясняется тот факт, что среди фаворитов жюри не отметились Herman Schmerman и Chroma – знаковые работы сезона для консервативной труппы Большого театра, отважившейся взяться за головокружительные опусы Уильяма Форсайта и Уэйна Макгрегора и достигшей в освоении блестящих головоломок немалых успехов. С другой стороны, было бы даже удивительно, если бы столь радикальная хореография нашла единогласную поддержку. Ведь консерватизм сцены и зала неразделимы, и много еще воды утечет, пока в России осознают, что это не разрушение, а прямое развитие классики. Впрочем, обращение к современной, однако все же более привычной хореографии музыкальное жюри с радостью поддержало, вручив одну из спецпремий проекту Театра оперы и балета из Перми «Видеть музыку», в котором с пермскими артистами работали испанец Каетано Сото, британец Даглас Ли и итальянец Лука Веджетти. За участие в балете Herman Schmerman премию за лучшую мужскую роль получил Денис Савин, а Chroma удостоилась приза критики (для танцевального спектакля всего второй случай за пятнадцать лет существования этого спецприза). «Золотую маску» за лучшую женскую роль получила солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Анна Хамзина, сумевшая оживить схематичный образ и придать подлинный драматизм своей Русалочке в одноименном балете. «Русалочка» принесла премию и дирижеру Феликсу Коробову.

Афиша современного танца на этот раз оказалась бедна и состояла всего из двух названий. Далеко не лучшему сочинению многократного лауреата «Золотой маски» Сергея Смирнова Kreis («Эксцентрик-балет», Екатеринбург) жюри предпочло легко вливающийся в европейский мейнстрим пластический квартет Punto di fuga («Диалог Данс», Кострома; Zerogrammi, Турин).

Полный список лауреатов и номинантов смотрите на сайте www.ng.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
841
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
1082
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
1396
Пять книг недели

Пять книг недели

0
809

Другие новости