Ученые дожали власть по одному отдельно взятому пункту.
Фото ИТАР-ТАСС
Настоящую революцию в рамках одного отдельно взятого федерального закона совершила небольшая инициативная группа молодых cотрудников Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. 7 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 31 (пункт 1) и 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Коротко – суть. Согласно ФЗ 94, научные исследования финансируются на конкурсной основе в рамках федеральных целевых программ. Эти конкурсы должны проходить в соответствии с законом о госзакупках. А закон этот при проведении конкурса во главу угла ставил фактически один критерий – цену заявки. То есть закон производил отбор дешевых, а не качественных заявок. На любое оборудование, расходные материалы, даже на оргтехнику исследователь и научные организации должны были подавать заявки на конкурс.
Мало того, закон о госзакупках допускал к конкурсу только одну заявку от одной организации. В результате из нескольких (иногда – десятков) научных групп, работающих в одной области науки в крупном научном институте или вузе, в конкурсе может участвовать только одна. «ФЗ 94 способствует, во-первых, серьезному снижению конкуренции, а во-вторых, отбору дешевых заявок», – отмечали эксперты.
Говорили, об этом уже несколько лет и далеко не только молодые университетские ученые – любой специалист, занимающийся исследовательской работой, хватался за голову, когда речь заходила о ФЗ 94. И вот активность группы молодых ученых – их стали приглашать в Совет Федерации, в Госдуму, в министерства, – по-видимому, была последней каплей из тех, что точит камень.
Теперь, как поясняет Государственно-правовое управление, «бюджетным учреждениям предоставляется право в ходе выполнения контракта на осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ без проведения торгов привлекать иных лиц не только для совместного осуществления таких работ┘ но и для поставки товаров, оказания услуг, необходимых для их выполнения».
Итак, ученые освобождены от одного серьезного ярма. Остается подождать, как это скажется на эффективности и качестве проводимых ими исследований. Не факт, что теперь страну засыпят работы мирового уровня. Но пока на улице ученых – большой праздник.