Начальные классы средней школы так и живут – без стандартов. Может быть, и к лучшему?
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
17 февраля 2011 года впервые был опубликован Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, который еще до его обнародования вызвал весьма широкую полемику в СМИ. Проект был разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. В число разработчиков вошли академик РАО Любовь Кезина (экс-руководитель столичного Департамента образования), член-корреспондент РАО Александр Кондаков (глава издательского дома «Просвещение», экс-замминистра образования и науки РФ). Несмотря на это, самыми активными критиками проекта, как покажет время, оказались... представители РАО.
Начало же широкой «народной» дискуссии положил тем не менее простой учитель русского языка и литературы Сергей Волков. Именно он популярно объяснил народу «тайный смысл» готовящегося документа. Из объемного текста в несколько сот страниц, описывающего, чему, для чего, как и в каких пропорциях планируется в будущем учить российских старшеклассников, Сергей Волков выбрал всего одну страницу. И, проанализировав ее, обратился с предложениями к президенту России, главе правительства, председателю Госдумы РФ и министру образования задуматься над содержанием этой страницы.
Согласно проекту образовательного стандарта, в обязательном порядке ученики 10–11-х классов будут заниматься всего четырьмя дисциплинами – это курс «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и загадочный предмет «подготовка индивидуального проекта». Относительно того, какие еще предметы изучать и в каком объеме, старшеклассникам была обещана «свобода выбора».
Увы, Сергей Волков совершенно не понял разработчиков проекта: как это можно объявить предметом по выбору – математику, русский язык, историю, литературу? Своим «неловким» вопросом простой учитель поставил в тупик не только правительство, но и самого президента России Дмитрия Медведева, который тут же поручил своим подчиненным «разобраться в возникшей ситуации».
Прецедент, созданный фактически одним учителем, заставил составителей стандартов озаботиться не только стилем написания документов, но и вопросом дальнейшей трактовки документов для самых широких слоев населения. Как-то само собой сложилось, что до последнего времени подобные бумаги считались документами «внутреннего пользования» и вопросы их интерпретации кем-то посторонним мало занимали умы начальников от образования. Оказалось, что посторонних людей в образовании не бывает.
Совершив революцию в сфере министерского бумаготворчества и подняв уровень гражданского самосознания родителей (под письмами Волкова подписались тысячи простых граждан), учитель Сергей Волков стал вскоре членом Общественной палаты нового созыва, а сам проект стандартов был направлен академикам на доработку. В академической тиши он благополучно почивает до сих пор. А школьники продолжают учиться.