ЕГЭ в очередной раз показал свою уязвимость.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
4 августа 2011 года программист Виктор Симак попробовал рассчитать, насколько велики шансы его знакомого поступить в Российский национальный научно-исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова (РНИМУ) (в народе этот медицинский вуз по старинке называют вторым Медом). Анализируя списки претендентов на зачисление в вуз, он вдруг обнаружил 600 человек, сертификаты которых не нашли подтверждения в федеральной базе данных. Так началась эпопея «мертвых душ» второго Меда, финалом которой стала отставка 10 августа ректора РНИМУ Николая Володина.
Все обнаруженные 600 человек подали заявление в последние дни приема документов, имели льготу на поступление вне конкурса, у всех было больше 270 баллов по ЕГЭ. Причем ни один из них при таких данных больше не подал заявление ни в какой другой вуз. Эти «отличники учебы» смогли перекрыть прием на трех факультетах с общим количеством 800 мест практически сразу на две волны. Программист написал письмо ректору РНИМУ и, не получив ответа, разместил свою информацию в Живом Журнале в Интернете...
Скандал ввел в замешательство и самого программиста Симака. Он никак не ожидал, что «завалит» главу уважаемого вуза. Тем не менее его пример оказался весьма полезен для других интересующихся истинной картиной приема и имел большой резонанс в обществе. Например, Общественная палата дала высокую оценку действиям программиста, призвав всех и впредь не замалчивать случаи подлогов на ЕГЭ. А позже разработала нормы для рассматриваемого закона РФ «Об образовании», который на тот момент не содержал специальных правил по обеспечению «объективности» экзамена. А сами методические рекомендации Рособрнадзора до сих пор не имеют обязательной силы, поскольку не являются нормативным правовым актом, за их невыполнение не может последовать юридическая ответственность. Общественная палата исправила эту ошибку, и подобные предложения были внесены в законопроект. Хотя сам новый документ – закон «Об образовании» – до сих пор находится в разработке.
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова поспешила оправдать этим случаем большую пользу единого экзамена. Дескать, если бы не ЕГЭ, то случаи подлогов при приеме в вузы так и остались бы незамеченными.
Тем не менее второй Мед лишился части сильных студентов. Довольно много абитуриентов ушли «от греха подальше» в другие вузы.
В общем, скандал обозначил собой громкое начало борьбы с коррупцией, которая на этом и завершилась. Хотя до этого уже были пойманы с поличным пара руководителей местных органов образования на периферии. Сняты с должностей, а результаты их подтасовок аннулированы. Хотя еще за месяц до событий во втором Меде на всю страну прогремел случай с шестью студентами Московского физико-технологического института.
Они пришли сдавать экзамены за абитуриентов и были бережно сопровождены после экзамена в ближайшее отделение милиции. Разумеется, провинившихся студентов отчислили, но через пару месяцев восстановили, так как все молодые люди оказались отличниками и пережили, по словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, самый настоящий стресс.
Но все эти случаи, конечно же, не шли ни в какое сравнение с масштабной аферой второго Меда. Событие года, что и говорить!