Агентства в России долго не живут.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
В этом году, 6 марта 2010 года, были ликвидированы агентства Рособразование и Роснаука с передачей их функций в Министерство образования и науки РФ. Надо заметить, что Рособразование и Роснаука пали не первыми, к тому времени уже целый ряд министерств остался без своих агентств. Получилось, что прежняя система агентств, введенная после административной реформы 2004 года, себя не оправдала. Хотя счастье, казалось, было так возможно┘
«Устранение дублирующих функций повысит эффективность документооборота и расходования бюджетных средств», – объяснили необходимость новых маневров руководители самого Министерства образования и науки РФ. Прочитывать это надо следующим образом: перенеся заграничный опыт на российскую почву (а идея агентств и служб заимствована у Запада), как всегда, не приняли во внимание особенности национального характера – каждая структура в наших госаппаратах, едва окрепнув, начинает сразу же проявлять завидную самостоятельность и играть «больших начальников».
В итоге министерских заимствований появилось еще одно «министерство в министерстве». Подотчетные им учебные организации вынуждены были готовить документы для подачи сразу в две начальствующие организации: и в Минобразнауки, и в Рособразование. Причем зачастую требования к написанию всякого рода отчетности были абсолютно разными. Сократив Рособразование, министерству надо было сразу усилить функцию контроля. Но практика показывает, что чиновники после «разжалования» не спешат занимать низовые позиции. Не случилось ничего неожиданного и на этот раз.
Деления и объединения внутри ведомства, надо полагать, не последние.
Сегодня образование соединено с наукой в одном министерстве. Академики Российской академии образования постоянно намекают, что тащить сразу такую ношу министерству тяжело. Дескать, соедините вы науку с промышленностью. Оппоненты же данного тезиса утверждают, что академики хотят отделения, потому что наконец-то появляются зачатки открытости системы распределения и расходования госсредств. И требуют от ученых показать результативность их труда. И это как раз не всем нравится.
Кто-то советует слить образование и промышленность – дескать, сразу появится спрос на вузовские разработки. Есть предложения заимствовать опыт других стран и слить образование с культурой – тогда, мол, можно будет говорить даже о возрождении хоть какой-то духовности в стране.
Все эти споры косвенным образом свидетельствуют о достаточно высокой степени хаотичности существующей сегодня системы ведомств в исполнительной власти. Нет должной кооперации между ними.
Ну как тут не вспомнить из вечного: «А вы, друзья, как не садитесь┘»