Этим детям придется учиться уже в совсем другой системе образования.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Можно с уверенностью сказать, что общественное обсуждение закона об образовании – первая попытка регулируемого массового обсуждения дел в сфере образования. В мае этого года первый вариант закона был размещен для ознакомления на сайте Министерства образования и науки РФ┘ 1 декабря окончательно отшлифованный, с точки зрения президента РФ Дмитрия Медведева, был выложен в Интернете на всеобщее обсуждение. Обсуждение это закончится 1 февраля 2011 года в 12 часов дня. Хотя сама процедура интернет-обсуждения вызывает много вопросов.
Напомним, что до обсуждения страна жила по законам: «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Эти законы эксперты называют прогрессивными для своего времени. Но сегодня некоторые прежние нормы нуждаются в серьезном пересмотре. В действующем законодательстве отражена структура образования середины прошлого века, она уже перестала соответствовать потребностям населения, работодателей и государства. Например, не гарантируется получение дошкольного образования, а после перехода к всеобщему полному среднему образованию сохраняется начальное профессиональное образование и т.д.
Для чего еще нужен новый закон? Для того чтобы свести воедино все документы, которые были приняты ранее, и устранить разночтения, которых с середины 90-х в результате принимаемых актов и министерских приказов появилось немало.
Что относят к достижениям нового проекта уже сегодня. Законопроектом предусмотрено сокращение количества типов и видов образовательных учреждений. Устранение начального профобразования, оно будет встроено в систему среднего профобразования. Право на подготовку квалифицированных рабочих получат и сами предприятия, и различные специализированные учебные центры.
Законопроект обещает новый порядок в иерархии вузов. Колледжи будут готовить бакалавров, институты – бакалавров и специалистов, университеты – бакалавров, специалистов и магистров. Акцент делается на научной деятельности вузов. Аспирантура станет еще одним уровнем высшего образования. В законе будет закреплено право гражданина на непрерывное образование. И будет развиваться система негосударственной оценки качества образования.
Новый закон регулирует проблемы, относящиеся к другим сферам. Например, предусматривает отказ от глав, затрагивающих трудовые отношения. Зато поправки появятся в Трудовом кодексе.
О недостатках проекта говорит уже тот факт, что даже в день размещения законопроекта на сайте оставили свои замечания около 1000 читателей. И среди них более значимые и волнующие всех вопросы, такие как платность и бесплатность образования, поборы в школах, обязательность образования, право родителей на домашнее обучение ребенка. Поправляют законопроект и в части учебных расходов школ, оплаты услуг ЖКХ сельским учителям и т.д.
Вместе с тем остается вопрос: если после обсуждения первого варианта законопроекта было внесено более 600 поправок, то что произойдет после еще более публичного обсуждения? Каким образом будут учтены новые замечания. Да и вообще, кому под силу переварить такое их количество?