0
5405
Газета Общество Интернет-версия

01.09.2010 00:00:00

Башкирский джихад

Тэги: башкирия, ислам, ваххабиты


башкирия, ислам, ваххабиты Далеко не все мусульмане Башкирии предпочитают посещать официальные мечети.
Фото PhotoXPress.RU

Федеральная служба безопасности России на прошлой неделе сообщила об уничтожении в Башкирии террористической группы ваххабитов, на счету которой, по данным ведомства, нападение на пост ДПС «Ирень» в Суксунском районе Пермского края в ночь с 11 на 12 июня (тогда был убит милиционер Андрей Коробкин и похищено его табельное оружие – автомат Калашникова и пистолет Макарова), попытка подрыва линии электропередачи у деревни Вязовка Бирского района Башкирии 7 июня и закладка мощного взрывного устройства (20 кг смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, набитой в пластмассовую канистру) под трубу магистрального газопровода Челябинск–Петровск в том же Бирском районе в ночь с 3 на 4 июля, но обходчикам удалось найти и обезвредить заряд. В ходе совместной операции ФСБ и МВД РФ, проведенной ранним утром 17 августа близ деревни Кургаш в Архангельском районе Башкирии, бандгруппа была окружена и ликвидирована в своем лесном лагере. В сообщении Интерфаксу Центра общественных связей ФСБ РФ сказано: «В ходе задержания террористы оказали ожесточенное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. В результате проведенной операции пять членов бандформирования получили ранения, не совместимые с жизнью, есть задержанные... в лагере боевиков обнаружены и изъяты два автомата Калашникова, один из которых принадлежал убитому в Пермском крае сотруднику ГИБДД, охотничьи ружья и их обрезы, гранаты, карабины, около десяти взрывных устройств с элементами поражения». «Установлено, что членами данной бандгруппы планировалось проведение ряда терактов в местах массового скопления людей на территории крупных городов республики», – подчеркивают чекисты.

Это уже не первое проявление активности исламских радикалов в Башкирии за последние месяцы. 27 марта прошла спецоперация по ликвидации вооруженной группы ваххабитов в 29-м микрорайоне города Октябрьский, пятого по величине города республики, расположенного на границе с Татарстаном. Масштабы операции впечатляют – в ней участвовали около 500 сотрудников МВД и ФСБ, бронетехника, был закрыт въезд и выезд в город, на улицах была слышна стрельба. Один из окруженных боевиков, угрожая гранатой, попытался захватить в заложники персонал больницы, но был обездвижен снайперами. По информации, обнародованной пресс-службой МВД по Башкирии, в замыслы ваххабитов из Октябрьского входили и «намерения по совершению диверсионно-террористических акций на территории Приволжского федерального округа, в том числе с участием террориста-смертника». Угроза была более чем ощутима – когда после неудачного подрыва газопровода террористы перебазировались в уфимский микрорайон Черниковка, в Уфу для антитеррористической проверки уязвимых городских зданий и аэропорта из Москвы прибыло легендарное спецподразделение «Альфа».

Подобные события уже много лет не редкость для республик Северного Кавказа. Так же как и обстрелы милиционеров боевиками и подрывы ЛЭП, и последующие за этим прочесывания лесов и гор, и «зачистки» сел. Летом этого года спецназ МВД проводил операцию в граничащем с Кировской областью и Пермским краем Аскинском районе Башкирии, где скрывалась расстрелявшая пост ДПС вооруженная группа. Для такой российской глубинки как Башкирия или соседний Пермский край это экстраординарное событие.

Подобная же волна экстремизма прокатилась по Прикамью в конце 1999 года. Попытка взрыва магистрального газопровода на границе Татарстана и Башкирии напрашивается на сопоставление с прогремевшими 1 декабря 1999 года на границе Татарстана и Кировской области взрывами газопроводов Пермь–Казань–Горький-1, Пермь–Казань–Горький-2 и Уренгой–Ужгород, которые организовала действовавшая в городе Кукмор ячейка ваххабитов. Ее возглавлял прошедший обучение в террористическом центре «Кавказ» в Чечне уроженец Башкирии Рамазан Ишкильдин. В те годы присутствие ваххабитов, например, создание ими полевых летних лагерей для подготовки молодежи было заметно и в Чусовском районе Пермского края («НГ-Регионы» за 15.11.1999), что рядом с Суксунским районом, где в июне этого года произошло нападение на пост ДПС.

Есть и вполне достоверная информация о связях башкирских ваххабитов с «Имаратом Кавказ». Так, выяснилось, что глава «октябрьского джамаата» ингуш Башир Плиев ездил в Чечню и получил там у Доку Умарова звание «башкирского амира», а один из его подчиненных, русский по происхождению Александр Яшин, в 2009 году участвовал в Москве в похищении сына директора компании «Роснефть» Михаила Ставского. Организовано это похищение было прибывшим с Кавказа по поручению Саида Бурятского русским ваххабитом Михаилом Чернобровкиным, выкуп должен был пойти на нужды террористического подполья. Доку Умаров и его подчиненные неоднократно заявляли о желании перенести джихад на земли Поволжья. Последнее такое заявление «амира Кавказа» появилось на сайтах сепаратистов 8 марта, как раз незадолго до событий в Октябрьском: «Мы, иншалла, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня. Это Астрахань, это поволжские земли, которые находятся под сапогом русских».

Конечно, преувеличивать степень «централизованности» подобных групп не стоит. Каждая из подобных вооруженных групп ваххабитов сугубо автономна и находится на самообеспечении. Последнее, как это часто происходит в наши дни и на Кавказе, осуществляется в том числе за счет чисто уголовных методов. Так, 23 марта боевики «октябрьского джамаата» совершили вооруженный налет на оптовый склад «Мука–сахар–крупы», где расстреляли из ружей бухгалтера и охранника и похитили из кассы 60 тыс. руб. Именно после этого ограбления спецслужбам и удалось по горячим следам выследить бандгруппу.

Причины появления в регионе ваххабитов – помимо приезда эмиссаров с Кавказа или даже Афганистана (несколько лет назад была ликвидирована группа, созданная уроженцем Баймакского района Башкирии Павлом Дороховым, подготовленным в пакистанской провинции Вазиристан «Уйгуро-булгарским джамаатом») – такие же, как и в Дагестане: коррупция, безработица, девальвация идей... «Чистый» ислам из уст проповедников, не связанных с официальным исламским духовенством (и тем самым с властью), жизнь сплоченной «общиной братьев» – все это в таких условиях привлекает многих. Тем более что ислам не делает разницы между национальностями, что весьма привлекательно на фоне культивируемого последние два десятилетия башкирского национализма, когда должности во всех ветвях власти доставались в основном соплеменникам президента Муртазы Рахимова. В СМИ неоднократно появлялись данные о том, что к «титульной нации», составляющей 30% населения республики, принадлежит при этом 84% судей, 70% прокуроров, 74% работников МВД и 75% депутатов.

Наконец, еще одно немаловажное обстоятельство – появление в Башкирии русских по происхождению ваххабитов, причем далеко не на последних ролях в иерархии экстремистов. Так, в «октябрьском джамаате» одним из двух его лидеров наряду с Баширом Плиевым был русский, обратившийся в ислам житель Белебея Владимир Тураев, выше упоминался и еще один активный ваххабит из Октябрьского – Александр Яшин. Как отмечают бывавшие в республике в последнее время журналисты, ситуация, когда среди задержанных ваххабитов оказываются сразу несколько этнических русских, уже стала обыденной. Да и на улицах башкирских городов и сел русские мусульмане достаточно заметны. А в Аскине, райцентре того самого периферийного района на севере Башкирии, где в деревне Кубиязы родились и «партизанили» уничтоженные в августе этого года «лесные братья» – 32-летний Нафис Шаймухаметов, 28-летний Ирек Гайнулин, 23-летний Ильфат Шафиев и 30-летний Вадим Карамов, по данным СМИ, лишь за прошедший год число новообращенных мусульман среди русских возросло в четыре раза. В этом доли и экономической неустроенности (инфраструктура в этом районе многократно уступает не только богатому нефтяному югу Башкирии, но и соседним районам), и влияния заезжих проповедников, и дискредитации официальных мусульманских структур.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1177
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1047
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2064
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2473

Другие новости